DataLife Engine > Клубы, объеденения, курсы > Клуб В гармонии с собой и Миром

Клуб В гармонии с собой и Миром


16-10-2016, 21:17. Разместил: mazay

В процессе реализации программы психологической помощи детям с ОВЗ «Сделай шаг» все специалисты подтвердили вывод о том, что ведущую роль в достижении ребенком определенных результатов, играет семья воспитанника, актуальное психологическое состояние родителей на этапе реабилитации, степень их включенности в процесс и т.д.

Как помочь родителям ребенка с ОВЗ справиться со своим внутренним состоянием, принять своего ребенка и занять активную позицию по отношению к будущему, сохранив при этом свое психическое здоровье?    

С целью ответа на этот вопрос специалистами Центра была создана новая психологическая программа «Шаг вместе» - программа психологической поддержки семей детей с ОВЗ, которая реализуется в рамках занятий в клубе «В гармонии с собой и миром».

Данная программа была разработана с учетом возможностей специалистов нашего Центра, оборудования сенсорной и игровой комнат.

В программу включены мероприятия, направленные на поддержку семей, воспитывающих детей с ОВЗ, на активное использование в деятельности специалистов эффективных форм работы по взаимодействию с семьей и сотрудничеству с родителями.

 

Новизна программы «Шаг вместе» состоит в том, что в нашей программе центральным является психологическое состояние самого родителя и его коррекция с опорой на внутренний или внешний ресурс, тогда как большинство программ психологической помощи родителям детей с ОВЗ направлены на их обучение взаимодействию с особенностями своего ребенка.

 

Цель программы – помощь в создании благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей с ОВЗ (путем содействия родителям в решении их личностных и межличностных проблем), вооружение родителей знаниями по эффективному взаимодействию с детьми, выработка активной родительской позиции в процессе реабилитации ребенка.

 

При этом целесообразно решать следующие задачи:

- психологическое изучение личностных особенностей  родителей, особенностей их родительского отношения к детям;

- помощь родителям в осознании и преодолении личностных деформаций;

- помощь в эмоциональном принятии своего ребенка и формировании навыка эффективного общения с ним.

 

Программа опирается на общепринятые психолого-педагогические принципы:

 

- Принцип партнерства. Предполагает установление доверительных отношений, исключающих оценивание, доминирование, указание на физическую и психическую неполноценность ребенка и дефицитарность семьи в целом.

 

- Принцип научности. Процесс психологической поддержки должен опираться на современные  научные представления о семье как объекте психологического воздействия, об основных закономерностях, определяющих логику развития и функционирования семьи,  как особого пространства жизнедеятельности, на знание психологических особенностей проблемных семей, к которым относится семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ.

 

- Принцип системности. Реализация данного принципа требует использования  системной модели семьи.

 

- Принцип доверия. Результативность психологической поддержки обусловлена способностью специалистов устанавливать и поддерживать особый тип доверительных отношений, которые в течение длительного времени гарантируют психологическую и социальную безопасность, конфиденциальность, доверие, поддержку и помощь в решении задач, связанных с воспитанием ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья.

 

- Принцип комплексности. Данный принцип предполагает участие в оказании психологической поддержки семьи детей с ОВЗ команды специалистов, принимающих цели и содержательные идеи психологической поддержки, включенных в единую организационную модель:

 

alt

 


Ожидаемые результаты реализуемой программы:

 

- решение родителями личностных проблем и переживаний, связанных с рождением ребенка с ОВЗ;

- осознание родителями роли семьи и ее влияние на формирование личности ребенка с ОВЗ;

- создание условий для обеспечение психологической безопасности семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ;

- повышение уровня знаний о состоянии развития и здоровья детей с ОВЗ;

- формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка с ОВЗ и изменение уровня родительских притязаний.

 

Способы проверки ожидаемых результатов: заключительная диагностика родителей детей с ОВЗ, заключительная  структурированная беседа с ними и родительские отзывы, а также сравнительный анализ полученных результатов с  результатами входящей диагностики.

Гарантия прав участников программы:

- Устав Центра;

- Положение об оказании образовательных услуг в Центре;

- Приказ директора Центра «О зачислении на занятия».

 

Сферы ответственности, основные права и обязанности участников программы:

- Договор об оказании образовательных услуг;

- Должностная инструкция специалиста (педагога-психолога);

- Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы.

 

Квалификационные требования к ведущему:

- психологическое образование, желание работать с данной категорией клиентов;

- опыт работы с детьми с ОВЗ, знание их возрастных и специальных особенностей;

- навыки и способность консультировать родителей по вопросам воспитания и развития детей с ОВЗ;

- чуткость, эмоциональность, внимательность к детям и родителям.

 

Основные материалы и оборудование:

- просторное помещение;

- специально оборудованные сенсорная и игровая комнаты.

 



Структура программы, формы и методы работы

 

В науке психологическая поддержка как таковая рассматривается обычно на уровне ее практического применения, как процесс:

- который служит для повышения социально – психологической компетентности клиентов (понять происходящие процессы в себе, понимать свой внутренний мир, узнать свои особенности поведения, переживания);

- который помогает как отдельному человеку, так и группе (поверить в себя и свои возможности, избежать ошибок или исправить их).

 

Психологическая поддержка в нашей программе представлена индивидуальной и групповой формами работы, которые представляют собой два программных блока:

 

Содержание программы

Количество часов

1. Блок индивидуальной работы:

 

- диагностическое обследование родителей

 

- психологическое консультирование родителей

 

- индивидуальные занятия с родителями

 

 

 

 

4 часа на родителя

 

По необходимости

 

По необходимости

 

2. Блок групповой работы

 

 

15 занятий по 2 часа

 



Методическое оснащение и организационные формы работы

по программе

 

Для достижения поставленных целей и задач проводятся лекционные и практические занятия, индивидуальные консультации, реализуется тренинговая работа. Для родителей детей с ОВЗ нами были оформлены памятки, буклеты, стендовая информация.

Большинство занятий включает теоретическую и практическую формы работы.

Реализация программы предполагает индивидуальные  и групповые формы работы.

Как отдельную группу следует представить методы диагностики.

К программе прилагается список литературы для ведущего курс, позволяющей педагогу всесторонне, дифференцированно, вариативно подходить к построению занятий.

 

Ряд используемых упражнений и процедур, предусмотренных программой и приведенных в соответствующих литературных источниках, допускают внесение определенных корректировок с учетом целей соответствующего занятия и особенностей группы, в которой реализуется данная программа.

 

Занятия в клубе «В гармонии с собой и миром» предполагает реализацию  блока  группового взаимодействия по программе «Шаг вместе».

Цель: Организация психокоррекционного воздействия на родителя, посещающего занятия,  не только со стороны психолога, но и со стороны группы при взаимодействии участников.

 

Данный блок представляет собой цикл из 15 занятий для родителей детей с ОВЗ (по 2часа).


 

Рекомендации к формированию и организации работы психокоррекционной группы

         Перед включением в группу обязательными являются прохождение родителями входящей диагностики и индивидуальная работа психолога с родителями (блок индивидуальной работы). Занятия противопоказаны людям с интеллектуальными и психическими расстройствами.

Определяя численный состав и форму работы группы, следует помнить о том, что наиболее эффективной формой являются «частично открытые» группы, состоящие из 7-10 человек, или малокомплектные группы, состоящие из 2-5 человек. «Частично открытая» группа — это группа, которая не имеет фиксированного состава участников. Она может работать, не исключая тех членов, которые по состоянию здоровья своих детей вынуждены на каких-то занятиях отсутствовать. Занятия могут проводиться еженедельно или два раза в месяц в установленные дни. С этой целью специально составляется расписание, с которым знакомятся родители. Длительность работы группы, позволяющая решить психокоррекционные задачи, учитывая глубину и константность фрустрирующего фактора, должна быть не менее одного учебного года, а лучше — двух и более лет.

      На первом занятии родители должны быть обязательно ознакомлены с правилами работы группы.

   В процессе работы группа проходит различные стадии своего развития, а именно:

      1. Стадия независимости и ориентировки.

      Эта стадия характеризуется проявлением напряженности, тревожности и страхов у членов группы.

      2. Стадия нарастающего напряжения.

      На этом этапе возникает и нарастает негативное отношение к психологу и к самому процессу психокоррекции. Родители начинают задавать вопросы и высказывать критичные суждения: «Зачем это нужно? Нам теперь это не нужно. Нужно было тогда, в самом начале, когда родился больной ребенок». Растущая агрессия по отношению к психологу может проявляться и в жалобах в адрес администрации учреждения о том, что подобные эксперименты никому не нужны.

      3. Стадия формирования групповой сплоченности.

      На этом этапе уровень напряженности в группе снижается. Растет заинтересованность к содержанию занятий, появляется сочувствие к проблемам других членов группы, возникает интерес к психологу.

      4. Стадия зрелой, конструктивно работающей группы.

      На этом этапе устанавливается динамическое равновесие между родительским самораскрытием и «обратной связью» между психологом и участниками группы.

     
Психокоррекционная работа с родителями позволяет сформировать адекватные модели поведения в семье и в обществе. У родителей формируется позитивное мышление, помогающее им преодолевать травмирующие ситуации, связанные с проблемным ребенком.

На групповых занятиях инструментом воздействия является психокоррекционная группа (горизонтальный «контур взаимодействия»). В качестве наиболее продуктивной и объективно реконструирующей самосознание родителей формы работы выступает групповая дискуссия. Материалом для дискуссий становятся специально отобранные психологом темы, особо значимые для данной категории лиц.

Таковыми являются темы, освещающие:

  • внутренние психологические проблемы родителей, которые воспитывают детей с отклонениями в развитии;
  • проблемы, возникающие при взаимодействии родителей с больным ребенком в микро- и макросоциуме;
  • проблемы, возникающие во взаимоотношениях супругов, членов семьи, в которой воспитывается ребенок с отклонениями в развитии, и др.

 


Задачи блока группового взаимодействия

  • изменение родительского отношения к ребенку в сторону его большего эмоционального принятия;
  • снятие тревожности; проработка и интеграция негативного эмоционального опыта; 
  • переживание неадекватности некоторых своих эмоциональных реакций; создание ситуации безопасного принятия эмоций негативного характера; переживание положительных эмоций, связанных с принятием, поддержкой и взаимопомощью в группе;
  • оказание эмоциональной поддержки родителям;
  • формирование эффективной родительской позиции; формирование эмпатии;
  • формирование позитивной самооценки;
  • формирование чувства личной и культурной идентичности;
  • обучение способам самопомощи через игру, движение, рисунок; обучение некоторым приемам и способам релаксации;
  • формирование позитивной самооценки;
  • обучение родителей формам и методам эффективного взаимодействия с ребенком; формирование и развитие позитивных установок в сознании родителей; оптимизация родительско-детских отношений;
  • развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению; развитие навыков адекватного общения с окружающим миром.

 

 

Структура занятий

 

Общая структура занятия включает в себя следующие разделы:

 

- ритуал приветствия (позволяет сплачивать участников группы, создавать атмосферу группового доверия и принятия);

 

- разминка (настраивает участников на продуктивную групповую деятельность, позволяет установить контакт, активизировать членов группы, поднять настроение, снять тревогу. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности);

 

- основное содержание занятия (представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на развитие личностных качеств, формирования социальных навыков, установление взаимоотношений между родителем и ребенком, динамическое развитие группы);

 

- медитация-визуализация (снимает психическое напряжение, помогает аккумуляции положительных эмоций);

 

- рефлексия занятия (предполагает обмен мнениями и чувствами о проведенном занятии);

 

- ритуал прощания (способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе).

 

 

Приемы, применяемые на занятиях:

 

- Проективный рисунок: изображение своих ощущений и переживаний с помощью красок помогает участникам избежать описания личных проблем. После завершения процесса рисования изображенные чувства и отношение к ним обсуждается в группе. Сначала психолог предлагает всей группе, исключая автора, понять смысл выраженных в рисунке чувств и просит рассказать об этом. Затем своими мыслями и ощущениями о нарисованном делится сам автор рисунка;

 

- Элементы арт-терапии материализуют переживания участников, способствуют их пониманию, переосмыслению и высвобождению от них;

- ролевые ситуации позволяют вербализировать свои и чужие чувства, вызванные  проигранной ситуацией. Эти ситуации подвергаются групповому обсуждению и анализу участниками группы;

 

- Аутотренинг направлен на выработку способности к расслаблению мышц в состоянии покоя, снятию в них локального и психоэмоционального напряжения;

 

- Элементы психологического тренинга позволяют воссоздать и проиграть реальную ситуацию, а также найти выход из нее. В данном случае можно наглядно убедиться в том, что из любой ситуации можно найти несколько вариантов выхода. Причем человек сам может повлиять на исход ситуации, выбирая для себя наиболее подходящий.

 

Кроме того, используются такие приемы, как психологическая скульптура,  коммуникативная игра, техника «пустого стула», дискуссия, игра-драматизация, коммуникативные упражнения, музыкотерапию и т.д.

 

Необходимые материалы и оборудование: краски, карандаши, фломастеры, восковые мелки; бумага разного формата; журналы с картинками; клей, кисточки; ножницы, пластилин; музыкальный центр со сборниками различной музыки.

 

Анализируя результаты диагностического обследования родителей детей с ОВЗ, нами были определены общие  проблемные точки, исходя из этого мы определились с тематикой и оптимальным содержанием занятий (в зависимости от проблем родителей они могут меняться).

 

                     

 

Тематический план групповой работы с родителями

 

Месяц реализации

Тема занятия

Цель, реализуемая в процессе занятия

1-2 неделя ноября

«Давайте познакомимся!»

Познакомить участников друг с другом и с групповой формой работы. Создать атмосферу доверия, снизить напряженность и тревожность родителей.

3-4 неделя ноября

«Моя жизнь»

Помощь родителям в осознании личностных проблем, связанных с появлением ребенка с ОВЗ. Помощь в поиске возможных путей их решения.

1-2 неделя декабря

«Люди говорят»

Обучение техникам, снимающим эмоциональный стресс, негативные переживания. Оказание психологической поддержки участникам группы.

3-4 неделя декабря

«Наши страхи»

Обучение технике преодоления чувства страха, связанного с рождением ребенка с ОВЗ.

3-4 неделя января

«Я и мой ребенок»

Помощь родителям в осознании различий между внутренним миром ребенка и взрослого. Обучение родителей навыкам анализа причин поведения ребенка, исходя из его позиции.

1-2 неделя февраля

«Мое Я»

Помощь в формировании понимания своей индивидуальности и неповторимости

3-4 неделя февраля

«Маски»

Помощь в формировании понимания своей индивидуальности и неповторимости.

1-2 неделя марта

«Я глазами окружающих»

Помощь в формировании социальной идентичности, чувства самоценности и ценности другого человека.

3-4 неделя марта

«Наследство»

Помощь в анализе и синтезе позитивного и негативного жизненного опыта.

1-2 неделя апреля

«Зона прочности»

Помощь в активизации внутренних личностных ресурсов родителей детей с ОВЗ.

3-4 неделя апреля

«Эффективное взаимодействие»

Помощь родителям в осознании позиций в общении с ребенком и их эффективности. Раскрытие психологического смысла способов общения, их влияние на ребенка.

1-2 неделя мая

«Принятие»

Помощь в формировании представлений о безусловном принятии как главном условии удовлетворения потребности ребенка в любви, а также развитии навыков выражения негативных эмоций в адрес ребенка.

3-4 неделя мая

«Сотрудничество»

Расширение представлений родителей об умениях, возможностях и способностях детей, выработка навыков сотрудничества с ребенком. Формирование умений создавать условия для удовлетворения потребности ребенка в сотрудничестве с ним.

1-2 неделя июня

«Фактор контроля»

Знакомство родителей с формами контроля за ребенком, расширение представлений о дисциплине, помощь в формировании умений регулировать контролирующие функции в соответствии с зонами контроля за ребенком.

3-4 неделя июня

«Планы на будущее»

Помощь в осознании ресурсов будущего, представление позитивной картины будущего.

 

 

Апробация программы

 

В 2011-2012 уч.г. на базе Центра «Гармония» была апробирована программа психологической поддержки родителей детей с ОВЗ «Шаг вместе». С целью оценки результативности данной программы нами был сделан анализ первичной и заключительной диагностик родителей детей с ОВЗ . В обследовании принимали участие 16 родителей детей с ОВЗ, 8 из них были участниками программы, а 8 выступали в качестве контрольной группы.

Первичная диагностика и индивидуальный блок работы проводился нами в августе-сентябре-октябре 2011 г., с ноября по июнь проходили групповые занятия, в конце июня-июле 2012 г. проходила заключительная диагностика и оценка эффективности коррекционных воздействий.

 

Результаты апробации программы

 

Результаты апробации программы показали, что до начала работы по программе большинство родителей испытывали чувство тревоги,  вины, стыда, комплекс негативных переживаний, связанный с рождением ребенка с ОВЗ; были неудовлетворенны семейным состоянием, находились в состоянии нервно-психического напряжения; семьи были либо разобщены, либо чрезмерно сплочены, дисгармоничны, ригидны; в большинстве случаев ребенок эмоционально отвергался родителем и воспитывался по неэффективному типу .

По завершению программы у родителей произошло значительное снижение чувства тревоги, вины, стыда, комплекса негативных переживаний, связанного с рождением ребенка с ОВЗ; повысился уровень удовлетворенности семейным состоянием; снизился уровень нервно-психического напряжения; тип семьи перешел в более оптимальный по взаимодействию; родительское отношение и тип воспитания изменились в сторону эмоционального принятия ребенка.

Из заключительной беседы, со слов родителей, они стали более спокойными, уверенными в том, что у их семьи и ребенка есть позитивное будущее; они нашли хороших друзей в родительской тренинговой группе, а многие сказали что «стали смотреть на мир другими глазами».