DataLife Engine > Статьи > Развитие саморегуляции младших школьников

Развитие саморегуляции младших школьников


15-04-2020, 23:00. Разместил: Marina
"Саморегуляция" (игры на развитие произвольной регуляции деятельности для младших школьников)
Педагог-психолог Куландина Лариса Валерьевна
 
1.«А-а-ах».
Цель: обучение детей умению владеть своими чувствами.
Ход игры: Взрослый кладёт руку на стол и затем медленно поднимает её до вертикального положения. Ребенок в соответствии с поднятием руки усиливает громкость звука «а» с тем, чтобы когда  рука достигнет верхнего положения, завершить её громким совместным «ах» и мгновенно замолчать.

2.«Гора с  плеч».
Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 5—6 раз, и тебе сразу станет легче.

3.«Конкурс лентяев».
Взрослый читает стихотворение В. Викторова:
Хоть и жарко, хоть и зной,  
Занят, весь народ лесной.
Лишь барсук —лентяй изрядный
 Сладко спит в норе прохладной.
 Лежебока видит сон, будто делом занят он
 На заре и на закате все не слезть ему с кровати.
Затем ребенок изображает ленивого барсука. Он ложатся на мат или коврик и старается как можно глубже расслабиться.

4 .«Кукушонок кланяется».
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Кукушкин кукушонок в капюшоне смешон.
Ребенок наклоняется вперед –вниз без всякого напряжения, затем выпрямляется.

5. «Насос и мяч».
Играют двое. Один - большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом на полусогнутых ногах; руки, шея расслаблены. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движения рук (они качают воздух). звуком «с». С каждой подаче воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после четвертого надулись щеки и приподнялись руки. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Играющие меняются ролями.

6. «Очищающее дыхание».
Цели: Это важная техника на "осознанное" дыхание, соединяющее тело и дух, особенно поможет детям в школе. Если они смогут научиться сосредотачиваться таким способом, то им будет легче настроиться на учителя, на других детей и на то многое, что от них требуется в школе.
Инструкция:  
Назови мне день, в который ты охотно идешь в школу... Назови день, когда ты не очень охотно идешь в школу... Назови ситуацию, в которой ты бываешь собранным... Назови ситуацию, когда ты взволнован и невнимателен...
Я хочу тебе показать, как можно научиться чувствовать себя уверенным, довольным и бодрым.
Сядь, выпрямившись, на стул и держи спину совсем прямо. Положи руки на стол или на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотри в центр своей груди. Вдохни глубоко и выдохни без паузы между вдохом и выдохом. Вдох происходит несколько быстрее, чем выдох... Когда ты выдыхаешь, представь себе, что твой выдох долетает до двери нашей комнаты. А когда ты вдыхаешь — не напрягайся, пусть воздух просто снова войдет в твое тело... Если хочешь, можешь своему дыханию придать какой-то цвет. Например, выдыхать серый воздух. И представь себе, что ты выдыхаешь свое беспокойство, свой страх, свое напряжение. А вдыхаемому воздуху можно дать какой-нибудь другой, приятный цвет, например, голубой. И представь себе, что ты вдыхаешь спокойствие, уверенность и легкость.

7. «Петрушка прыгает».
Играющий изображает Петрушку, который мягко и легко прыгает. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими, расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой. Выразительные движения: ноги согнуть в коленях, корпус тела слегка наклонить вперед, руки вдоль тела, голову опустить вниз.

 8.« Пылесос и пылинки».
Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее и медленнее, оседают на пол. Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед - вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.

9. «Тряпичная кукла и солдат».
Цели: Эта простая игра поможет детям расслабиться в тех случаях, когда они сильно напряжены. Быстро напрячь мускулы и затем их отпустить — это испытанный и надежный способ расслабиться.
Инструкция: 
Пожалуйста, встань, полностью выпрямись и вытянись в струнку, как солдат. Застынь в этой позе, как будто ты одеревенел, и не двигайся, примерно вот так... (Покажите ребенку эту позу).
А теперь наклонись вперед и расставь руки, чтобы они болтались как тряпки. Стань таким же мягким и подвижным, как тряпичная кукла. (Покажите ребенку и эту позу). Слегка согни колени и почувствуй, как твои кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными...
Теперь снова покажи солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. (10 секунд.)
Теперь опять стань тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной.
Снова стань солдатом... (10 секунд.)
Теперь опять тряпичной куклой...
Просите ребенка попеременно быть солдатом и тряпичной куклой до тех пор, пока у Вас не сложится впечатление, что он уже вполне расслабился.
Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины... Теперь стряхните воду с волос... Теперь — с верхней части ног и ступней...

10. «Факир»
 Ребенок садится на пол, скрестив по-турецки ноги, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена, подбородок касается груди, глаза закрыты. Пока звучит музыка (сирийская народная мелодия), факир отдыхает.