DataLife Engine > Статьи > Трудно быть первоклассником: почему ребёнку сложно в школе?

Трудно быть первоклассником: почему ребёнку сложно в школе?


31-08-2020, 07:58. Разместил: Marina
Чистая физиология!
Развитие детской нервной системы происходит постепенно, разброс индивидуальных показателей тут очень широкий. В классе могут оказаться дети, способные спокойно высидеть 4 урока, и их ровесники, начинающие тоскливо поглядывать в окно через 5 минут после звонка. Нет смысла ставить ребёнку в пример более «зрелых» ровесников и призывать его быть внимательнее. Важно понять, какие трудности адаптации испытывает именно ваш первоклассник.
alt

Почему ребенку сложно? 3 сценария
  • Для ребёнка урок длится «слишком долго». Первые 20 минут он внимателен и собран, а потом устаёт и теряет интерес. Но на перемене успевает отдохнуть — и на втором уроке снова готов к работе. Нужно помочь ребёнку увеличить время активного внимания. С этой целью можно использовать детские игры: «гляделки», «молчанку», складывание паззлов или узоров из мозаики. Играйте дома по вечерам и в выходные. Попробуйте также чаще ходить в музеи, в театр и на детские спектакли.
  • Утомление ребёнка нарастает к концу учебного дня или, наоборот, он «раскачивается» лишь к последнему уроку. Здесь нужно корректировать режим. Так, если ученик устает к 3−4-му уроку, его надо избавить от лишних стрессов после пробуждения: рюкзак и одежда должны быть приготовлены с вечера, все серьёзные разговоры и наставления лучше отложить до конца дня. Тем же, кто «просыпается» к концу учебы, полезно вставать пораньше, делать зарядку, готовить завтрак.
  • Ребёнок включён в учебный процесс, но ведёт себя беспокойно: вскакивает с места, всех перебивает. Нужно уделить внимание правилам соблюдения очерёдности. Выручат настольные игры-«ходилки», в которых приходится ждать своего хода. Полезно посещать многолюдные детские площадки в парках, где придётся постоять в очереди, прежде чем скатиться с горки.
Между книжками и игрушками
Игровая мотивация у ребёнка, который пошел в школу, меняется на учебную. Но не стоит полагать, будто эти изменения происходят одномоментно, а любовь к игре должна покинуть ребёнка раз и навсегда. Опыт успешных людей показывает: их заслуги во многом связаны со способностью поддерживать свою игровую мотивацию до старости. Не требуйте, чтобы ваш первоклассник резко сократил время на развлечения. Наоборот, надо использовать его любовь к игре для облегчения адаптации к школе. Но, конечно, важно обсудить, в каких ситуациях необходимо быть серьёзным: это касается поведения во время контрольных работ или ответа у доски.


alt

  • При покупке школьных принадлежностей не стоит создавать «взрослый» антураж, чтобы настроить ребёнка на серьёзный лад. Выбирайте яркие тетради, рюкзаки и пеналы с изображениями любимых персонажей. Их вид будет дополнительно стимулировать ребёнка использовать все эти принадлежности.
  • Не запрещайте брать с собой в школу маленькие игрушки. Они помогут установить дружеские отношения с одноклассниками и найти занятие на переменах. Только важно договориться, что доставать игрушки на уроках нельзя.
  • Используйте игровую мотивацию при выполнении скучных заданий. Скажите ему, что он разгадывает секретную шифровку, а вовсе не решает арифметическую задачу
Детство продолжается
Очень часто причиной беспокойного поведения в школе становится нервозность родителей. Чересчур серьёзное отношение взрослых к учёбе вредит ребёнку. Слыша бесконечные вопросы о том, не забыл ли учебник, понял ли правило, малыш теряет уверенность в своей способности соответствовать статусу «хорошего ученика». Многие родители так часто упоминают о том, как важно получить образование, что первоклассник начинает относиться к урокам, как к тяжкому испытанию. Если будете снисходительнее к его ошибкам, станете меньше контролировать, то он быстрее адаптируется к новым условиям.

alt
  • Не надо остро реагировать на замечания учителя в адрес ребёнка. Педагогам нравятся послушные и бойко читающие дети, но ваш первоклассник вовсе не обязан соответствовать этим ожиданиям. Он имеет полное право на адаптацию и «дозревание».
  • Какие бы неудачи ни постигли ребёнка, старайтесь быть на его стороне. Не нужно критиковать педагога за строгость и предвзятость, чтобы не ронять его авторитет, но и повторять мантру «учитель всегда прав» тоже не стоит. Сглаживайте углы, обсуждая с ребёнком проблемную ситуацию. Вместо обвинения «Марья Ивановна жалуется, что ты срываешь урок» лучше использовать более щадящий вариант: «Учительнице сложно вести урок, когда ты разговариваешь. Нужно помочь ей, показав своё умение слушать!».
  • Не ограничивайте общение с друзьями и родными, даже если из-за этого приходится сокращать время на приготовление домашних заданий. Далеко не всегда учёба должна стоять на первом месте: важно, чтобы ребёнок научился расставлять приоритеты. Так, вполне можно учить стихотворение в автомобильной пробке по дороге в гости, но придется отложить прогулку до вечера, если не сделана работа над ошибками в контрольной.