DataLife Engine > Помощь детям и подросткам, находящимся в социально > Памятка для классного руководителя

Памятка для классного руководителя


16-05-2022, 11:11. Разместил: Marina
К несовершеннолетним, находящимся в социально-опасном положении, относятся несовершеннолетние, которые:
-   воспитываются в семье, где родители или другие  их законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются  с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к занятиям проституции, попрошайничеством, азартными играми;
-   вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия;
-  являются жертвами физического, психического или иного вида насилия;
-  пострадали в результате военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий, катастроф;
-  оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуациях.
Внешние поведенческие признаки ребенка, находящегося в социально- опасном положени:
• Систематические опоздания в школу.
• Ребенок надолго задерживается в школе после уроков (иногда до позднего вечера).
• Боится идти домой.
• Убегает из дома.
• В начальной школе за ребенком приходят дальние родственники, знакомые, соседи.
• Часто беспричинно отсутствует в школе.
• Жалуется на голод (на недосыпание, дискомфорт в семье или другое).
• Совершает самоповреждающие действия (режет руки лезвием, щиплет, выдергивает волосы, бьется головой о стену).
• Замкнут (или депрессивен).
• Агрессивен.
• Избегает физического контакта.
• Имеет следы побоев.
• Носит скрывающую тело одежду, не подходящую по погоде (отсутствие у ребёнка необходимой сезонной одежды, обуви).
• Имеет неопрятный внешний вид.
•Демонстрирует вызывающее (соблазняющее) поведение.
• Демонстрирует исключительно хорошие знания о сексе.
• Преобладает низкая самооценка.
• Со сверстниками имеет плохие взаимоотношения.
• Характерно резкое изменение веса (его снижение или увеличение).
• Истерическая, эмоциональная неуравновешенность.
• Родители приходят в школу (на собрание или по приглашению классного руководителя). в нетрезвом состоянии (эпизодически / систематически).
При наличии у ребенка четырех и более признаков педагогу необходимо обратиться в социально-психологическую службу.
Рекомендации для работы классного руководителя с детьми, находящимися в социально опасном положении:
1. Классному руководителю необходимо изучить и использовать в работе психолого-педагогические характеристики учащихся.
2. Необходимо учитывать индивидуально-типологические особенности детей, видеть не только отталкивающие, но и привлекательные стороны характера.
3. Классный руководитель должен предупреждать возникновение конфликтных ситуаций. Если же такая ситуация уже возникла необходимо сразу же в ней разобраться. Ситуацию необходимо обсудить с ребенком наедине.
4. В независимости от индивидуальных способностей ученика необходимо дать возможность проявить себя в коллективе. Использовать резервные возможности ребенка для реализации его социальных потребностей (во внимании, принятии, уважении, безопасности).
5. Классный руководитель должен проводить профилактические беседы с родителями учащегося.

Советы классному руководителю.
При работе с детьми, находящимися в СОП:

• Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте их.
• Помните, что психологическая атмосфера в детском коллективе, прежде всего, зависит от отношения к человеку, как высшей ценности.
• Умейте слушать детей.
• Не забывайте, что у детей могут быть конфликты, и что вы можете спровоцировать их своей педагогической несостоятельностью.
• Обращайте внимание в общении на особенности девочек. Они более эмоциональны, ранимы.
• Преодолевайте отрицательное отношение к некоторым ребятам.
• При общении с детьми педагог на должен забывать об эмпатии (сочувствие, сопереживание ребенку) и педагогической рефлексии (объективной оценки себя, самоконтроль).
• При работе с «трудными» подростками следует так организовывать деятельность, при которой «трудному» ребёнку был бы гарантирован успех, как следствие, уважение сверстников, то есть обеспечить «ситуацию успеха».
• Преподаватель должен быть творческой личностью, «исследователем», а не простым «урокодателем».
• Чаще улыбайтесь детям. Школа, лишённая оптимизма, деградирует и умирает, преподаватель, не видящий перспективы своих отношений с детьми, не верящий в их способности, не может научить их даже таблице умножения.
Виды помощи классного руководителя детям, находящимся в СОП:
Классный руководитель в процессе своей профессиональной деятельности должен уметь оказать различные виды помощи детям, находящимся в социально опасном положении. Можно выделить следующие виды помощи:
- информационная помощь – обеспечение детей и их семей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг;
- правовая помощь – соблюдение прав человека и прав ребёнка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей и родителей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам;
- реабилитационная помощь – оказание реабилитационных услуг в социальных службах по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей;
- бытовая помощь – содействие в улучшении условий быта детей, проживающих в условиях неблагополучия;
- социально-психолого-
педагогическая помощь – создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы в семье и микросоциуме; предупреждение и преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями; устранение негативных воздействий семьи; помощь во взаимоотношениях с окружающими и в личностном самоопределении;
- социально-педагогическая помощь – содействие в обучении и развитии детей, а также родителей или других лиц, оказывающих влияние на их развитие и социализацию, информирование по вопросам образования, воспитания, социальной защиты.
Деятельность классного руководителя по работе с детьми, находящихся в СОП состоит из следующих компонентов:
1. Ведение учета.
- Сбор сведений о ребенке и заполнение индивидуальной карты (занятость в общественных организациях, кружках, секциях, клубах в учебных заведениях и по месту жительства).
- Посещение уроков.
- Составление программы наблюдения урока ученика.
- Диагностической карты.
- Составление характеристики на ребенка по форме.
- Оформление документации.

2.Профилактическая работа (беседы авторитетных лиц с ребенком, консультирование с приглашением врачей, педагога-психолога, инспектора ПДН)
- Организация практических мероприятий, направленных на профилактику отклонений в поведении: диспуты (простые или с просмотром видеофильмов), тренинги, систематическая диагностика особенностей личности ребенка.
- Проблемные классные часы:
 1. «Смысл жизни»
Цели и задачи: помочь учащимся разобраться в своих собственных взглядах и убеждениях; разобраться вместе с учащимися в ситуациях, когда взгляды и убеждения могут влиять на их жизнь и взаимоотношения с другими людьми.
 2. «Познай себя»
Цели и задачи: рассмотреть вместе с учащимися различные человеческие качества, необходимые для самоуважения, самоутверждения и достойных отношений с окружающими; акцентировать внимание учащихся на их собственных человеческих качествах.
 3. «Свобода и ответственность»
Цели и задачи: определить различия между свободой и вседозволенностью.
 4. «Как противостоять давлению среды»
Цели и задачи: обдумать способы своего поведения в случае, если оказывается отрицательное влияние; рассмотреть разные способы противостояния отрицательному давлению среды; проанализировать, как давление среды, взаимоотношения с друзьями влияют на наше решение относительно курения, употребления алкоголя, наркотиков.

3.Диагностика личности ребенка:
-«Недописанный тезис» (ценности и убеждения)
-«Недостатки – продолжение достоинств»
- «Социометрия»
- Методика «Когнитивная ориентация»
- Методика «Шкала совестливости»
- Методика «Анализ семейных взаимоотношений и условий воспитания учащихся в семье».
Игры и упражнения по работе с детьми СОП:
- «Зачем нужно знать себя?»
- «Кто Я? Какой Я?»
- «Я глазами других»
- «Моя Вселенная»
- «Человек и его характер»
- «Почему люди ссорятся? Барьеры общения»
- "Маленькое привидение" (выплескиваем свой гнев в приемлемой форме)
- «Уверенное и неуверенное поведение»
- «Нужна ли агрессия?»
- «Обиды»
- «Я – ты – мы!»
- «Учимся говорить «Нет»
Источник: https://infourok.ru/pamyatka-deti-nahodyashiesya-v-socialno-opasnom-polozhenii-kak-s-nimi-rabotat-klassnomu-rukovoditelyu-4947795.html

alt