Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими. Большая роль в ее формировании принадлежит родителям. Выделяют четыре стиля общения с ребенком. 1-й стиль: «Оптимальный». Мама и папа с удовольствием общаются с ребенком, внимательно выслушивают все, что он говорит, активно включаются в разговор и всем своим поведением выражает уважение к ребенку. Такой ребенок, как правило, умеет поддержать разговор не только с родителями, но и с другими взрослыми. 2-й стиль: «Родители молчат, ребенок говорит». Мама и папа не любят, когда ребенок что-то увлеченно рассказывает, и чаще всего выслушивают его молча. Его эмоции кажутся им неуместными. Они постоянно останавливает рассказ словами «Успокойся!», «Помолчи, потом расскажешь» и другими аналогичными замечаниями. Ребенок, стараясь привлечь внимание родителей, начинает форсировать тон повествования, сопровождает его чрезмерной мимикой и жестикуляцией, но это только стимулирует негативную реакцию матери; он на самом деле становится гиперактивным. 3-й стиль: «Оба молчат». Ребенок привык, что с ним не разговаривают и уже не пытается вступить в контакт с родителями. На улице родители, как правило, смотрят в одну сторону, ребенок в другую; они никак не общаются друг с другом. 4-й стиль: «Родители агрессивны». Мама и папа часто проявляют агрессию по отношению к ребенку: кричат, ругают, дергают, иногда бьют. Исследования показывают, в благоприятных условиях находится менее половины детей. Каждая третья семья старается оттолкнуть ребенка от себя. Каждая седьмая - добивается желаемых результатов: ребенок перестал с ними общаться. Каждая двенадцатая – проявляет агрессию к ребенку. При втором, третьем, четвертом стилях общения становление речевых функций у ребенка затрудняется. Если мама или папа молчат, а ребенок продолжает говорить, резко увеличивается количество слабых нарушений речи. Тяжелые расстройства встречаются в том случае, когда оба молчат. Но даже в тех случаях, когда речь названа нормальной, у некоторых детей отмечаются насильственные движения, повышенная жестикуляция, неестественные тон и громкость речи. Главная ответственность по формированию речи ложится на родителей. Ведь речь – это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если она востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают – речь становится ненужной, и ее развитие тормозится. Главным слушателем маленького ребенка являются родители. Именно им в первую очередь он стремится изложить возникающие мысли. Педагог или любой другой взрослый может, в какой либо мере скомпенсировать моральное и речевое отсутствие родителей, но не может заменит его полностью. Несколько советов: - <!--[endif]-->не раздражайтесь и терпеливо отвечайте и разъясняйте ребенку интересующие его моменты; - <!--[endif]-->не торопите малыша, когда он говорит; - <!--[endif]-->внимательно выслушивайте то, что говорит ребенок.
|