Надежная привязанность к взрослому необходима ребенку для развития, изучения окружающего мира, взросления. Для поддержания и углубления привязанности есть очень много способов: тактильный контакт, общение, совместное времяпрепровождение и много других. Все это помогает ребенку чувствовать мамину любовь, быть уверенным в крепком тыле. Именно это необходимые условия для развития зрелой самодостаточной личности.
Члены сообщества «Заботливая альфа» (alpha-parenting.ru) совместными усилиями составили список разнообразных способов укрепления привязанности.
Это список альтернатив – выбирайте, что нравится, в зависимости от вкусов и пристрастий своей семьи. Что не нравится – пропускайте, ищите свое, дополняйте и расширяйте!
Возраст от 0 до 1 года
Первый уровень привязанности – привязанность через органы чувств, их у человека пять: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.
- Играть в гляделки.
- Улыбаться друг другу.
- Играть в куку.
- Кормить грудью.
- Кормить чем-то другим, держа на руках или на коленях.
- Позволить есть из своей тарелки, кормить маму. Или папу.
- Катать на шее (после того, как ребенок научился сидеть).
- Носить на руках иили в слинге.
- Обнимать.
- Делать массаж.
- Повторять лепет за младенцем.
- Целовать щеки и пупок.
- “Кусать” пятки и ладошки.
- Совместная сиеста днем (родитель может не спать, просто поваляться, обнявшись с малышом).
- Петь песни.
- Танцевать вместе.
- Использовать разные интонации.
- Строить гримасы.
- Вместе изучать себя и друг друга в зеркале.
- Читать стихи с выражением.
- Рассматривать вместе картинки, книги, улицу.
- Рисовать самим, чтобы малыш смотрел.
- Гладить лицо и гладить своё лицо руками ребёнка.
От 1 до 3 лет
На втором году жизни у ребёнка развивается способность привязываться посредством похожести. Ребёнок имитирует тех, кого он любит, старается быть похожим на них: в поведении, в интонациях, в предпочтениях.
Все, что подходит для детей от 0 до 1 года, а также:
- Составить вместе список продуктов с картинками.
- Взять с собой в магазин за продуктами.
- Катать в тележке.
- Постарше доверить катать тележку.
- Еще постарше – передавать продукты, чтобы малыш складывал их в тележку и доставал из тележки на кассе.
- Дать нести маленький пакет из магазина, “как мамапапа”.
- В зависимости от рода занятий родителей поиграть в “мама работает”, “папа работает”.
- Давать ребенку примерить или поносить свою одежду.
- Носить одинаковую одежду разных размеров.
- Носить похожие аксессуары – бусы, шляпы, шарфы.
- Дать ребенку помочь вам достать продукты и сложить их в холодильник.
- С мытьем посуды – полоскать вилки или небьющуюся посуду под струей воды.
- С готовкой простых блюд – засыпать рис в кастрюлю, отмерить стаканами воду.
- Печь вкусняшки: пусть поможет смешать ингредиенты, раскатывать, лепить, вырезать печенье, например.
- С сортировкой белья и загрузкой в стиральную машину и из нее.
- Дать нажать кнопку запуска стиральной машины.
- Подарить свой маленький рюкзачок.
- Мыть машину с папой.
- Копаться в саду с мамой.
- Завести маленький огородик (хоть бы и на подоконнике).
- Выращивать разные съедобные травы из семян. Добавлять их в салаты и есть.
- Рисовать вместе с мамой пальчиковыми красками.
- Рисовать красками у друг друга на лице – есть спец.наборы для этого, гуашью лучше не надо.
- Хвалить.
- Провожая работающего родителя (бабушку, гостей) махать в окошко.
- Придумать “только наш с тобой секрет, никому не расскажем”.
- Придумать условный знак только для вас.
- Строить берлогу из диванных подушек, одеяла, стульев и прочих подручных материалов.
- Разыгрывание ролей (“я овеченок, а ты мама-овечка”).
- Заниматься вместе с папой ремонтом или сборкой чего-нибудь. В этот момент давать играть с папиными инструментами, дать ребенку что-нибудь покрутит-повинтить.
- Дать ребенку посидеть на водительском месте за рулем, где обычно сидит мама или папа, разрешить понажимать на кнопки.
- Делать вместе с ребенком подарок или открытку для второго родителя, бабушек, друзей семьи.
- Беготня между родителями (особенно полезно, если с кем-то из родителей привязанности нет): папа сидит на корточках в начале комнаты, мама сидит на корточках в конце комнаты, а ребёнок бежит в распростёртые руки папы. Папа ловит его (с радостью, с нежными словами). А потом мама ждёт его с распростёртыми руками и ребёнок несётся к ней.
- Следы на песке (или на снегу). Первым идёт папа, потом мама, потом ребёнок по родительским следам. Или первый папа оставляет следы на песке, а мама держит ребёнка за ручку и ребёнок делает большие шаги по папиным следам. “О!!! какой наш папа большой”. “О!!! ты как папа идёшь”. “ООО!!!”
- Специально для девочек: мыться с мамой одним шампунем, намазываться кремами для щечек, для ручек и ножек, всем делать веночки из цветов – папе, маме, доче. Рисовать папе на работу смешные картинки, чтобы он не скучал, потом приходить к нему и проверять – не забывает ли он смотреть.
- Вместе сделать что-то “страшное”.
- Держать долгий контакт глаз, “улыбаться глазами”.
- Игра “зеркало” – родитель начинает играть в отражение своего ребенка – копировать то, что делает ребенок. Старается по максимуму включиться и копировать не только действия, но и эмоции – увидеть мир глазами ребенка.
- Когда сердишься – сердиться в шутку, хватать, кусать и щекотать.
- Прятаться с одним родителем от другого под одеялом.
- Надевать одну и ту же вещь на двоих – например, в один шарф завернуться, одну кофту на двоих надеть.
От 3 до 5 лет
К третьему году развивается способность привязываться посредством принадлежности и верности. Это желание быть на той же стороне, желание обладать. «Моя мама». Появляется ревность.
Все, что подходит для детей от 0 до 3 лет, а также:
- Играть в игры “мама и сын против диванной подушки”.
- Или “папа и сын против пыли на подоконнике”.
- Floortime или игра на полу, когда мама или папа весь принадлежит ребенку.
- Если у вас больше одного ребенка – проводите индивидуальные флортаймы, чтобы всем досталось по чуть-чуть единоличного времени с каждым родителем.
- С более старшими детьми можно проводить вылазки один на один в магазин, кафе, парк, на каток, в кино, на футбол, в гараж, на рыбалку или какие еще развлечения, популярные в вашей семье.
- Разделите с ребенком свое хобби.
- Возьмите ребенка с собой на работу (если это возможно).
- Пусть он покормит вас из ложечки.
- Разрешать злиться, помогайте выпустить негатив.
- Плавать вместе в бассейне.
- Искать клад.
- Собирать осенние листья/жёлуди/каштаны.
- Кататься на велосипедах и роликах.
- Бегать наперегонки.
- Наряжаться в маскарадные костюмы.
- Устроить семейный спектакль – с куклами или самим стать актерами.
- Разыграть по ролям одну сцену из читаемой сказки – например, как колобок от бабушки ушел, а бабушка за ним как помчится… или как лиса колобка ела!
- Проигрывание ситуаций “мама-малыш” в сюжетно-ролевых играх.
- Лепить снеговиков и строить снежные крепости.
- Валяться на диване.
|