|
|

Совершенствование системы раннего выявления и оказания комплексной помощи детям от рождения до трех лет, имеющим нарушения в развитии или риски возникновения нарушений, а также их семьям является одной из приоритетных задач на современном этапе развития общества. Актуальность развития системы ранней помощи, с одной стороны, обусловлена расширением инклюзивных тенденций в дошкольном образовании и недостаточной готовностью детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью к включению в дошкольные образовательные организации, а с другой стороны – потребностями детей раннего возраста в комплексном сопровождении их развития и недостаточной эффективностью использования методик раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей. В тоже время следует отметить и значительные потенциальные возможности системы ранней помощи для всестороннего развития детей от рождения до трех лет. Существующий отечественный и зарубежный опыт показывает, что своевременная и правильно организованная комплексная помощь детям раннего возраста способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию потенциала развития ребенка, а для значительной части детей обеспечить возможность включения в общий образовательный поток на раннем этапе возрастного развития. В настоящее время система ранней помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, формируется не только как самостоятельное направление в образовательном пространстве и образовательной политике государства, но и как система целенаправленной деятельности, предусматривающая свои концептуальные подходы, стратегию и программы. Социальные институты ранней помощи – отделы ранней помощи, консультативные пункты, лекотеки, группы кратковременного пребывания и др. структуры в целом интегрируются в общую систему государственной деятельности в качестве целостного объекта. Под ранней помощью понимается комплекс междисциплинарных услуг на межведомственной основе, направленный на раннее выявление детей от рождения до трех лет с ограничениями жизнедеятельности, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также детей групп риска; содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья и благополучия, включение их в среду сверстников и жизнь сообщества; сопровождение и поддержку семьи, повышение компетентности родителей (законных представителей). Целями создания системы ранней помощи являются: – раннее выявление риска развития нарушений здоровья и нарушений здоровья у детей от 0 до 3 лет; – создание единой системы медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, основанных на внутри- и межведомственном взаимодействии, обеспечивающих возможно более полную компенсацию нарушений здоровья; – обеспечение услугами по развитию таких детей во избежание возникновения нарушения развития здоровья или коррекции для уменьшения уже возникших нарушений; – улучшение функционирования ребенка в естественных жизненных ситуациях; – формирование и развитие способностей таких детей для их оптимальной адаптации и интеграции в общество; – предоставление помощи родителям в создании оптимальных условий для развития и обучения ребенка в условиях семьи, повышения уровня компетентности родителей и других членов семьи для расширения их возможностей по созданию условий для выстраивания маршрута роста и развития такого ребенка, планирования жизни ребенка в будущем; – включение ребенка в среду сверстников, содействие социальной интеграции семьи и ребенка; – развитие системы мероприятий по профилактике инвалидности и нарушений здоровья у детей; – динамическое наблюдение за ходом психофизического развития ребенка с ОВЗ и коррекция изменений в ходе реализации индивидуальной программы сопровождения ребенка, а также адаптированной образовательной программы на различных этапах сопровождения в зависимости от потребностей ребенка и его семьи; – обеспечение подготовки и перехода ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью в дошкольную образовательную организацию. В Ярославской области оказание комплексной психолого-медико-педагогической помощи детям раннего возраста осуществляется в государственных общеобразовательных учреждениях, в учреждениях здравоохранения, на консультативных пунктах муниципальных дошкольных образовательных учреждений, в центрах психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи, а также в центрах дополнительного образования и автономных некоммерческих организациях. Подробная информация о данных учреждениях представлена в настоящем справочнике. Функционирование системы ранней помощи на региональном уровне рассматривается, в том числе, и как важный компонент образовательной и социальной инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников, который создает предпосылки для реализации равных прав детей на получение образования. Главными условиями эффективного функционирования учреждений, оказывающих раннюю помощь, является обеспечение максимальной территориальной доступности психолого-медико-педагогических услуг, профессиональная готовность специалистов к раннему выявлению отклонений в развитии ребенка и проведению коррекционно- развивающей работы, а также организация их деятельности на основе межведомственного и междисциплинарного взаимодействия, своевременное оказание ранней психолого-медико-педагогической помощи и семейно-центрированный характер деятельности. Таким образом, создание и развитие системы ранней помощи позволит сократить долю детей, которые по достижению школьного возраста будут нуждаться в специальных условиях получения образования и социальной адаптации. Своевременная психолого- медико-педагогическая помощь детям раннего возраста, включение родителей в реализацию индивидуальных комплексных программ сопровождения ребенка позволит минимизировать имеющиеся недостатки и проблемы в детском развитии, а в ряде случаев их устранить, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.

150044, г. Ярославль, ул. Советская, 7 8 (4852) 40-08-69 Официальный сайт: https://www.yarregion.ru/depts/dobr/default.aspx Директор: Лобода Ирина Валентиновна

Отдел развития общего образования – Пиленкова Ирина Николаевна, 8 (4852) 40-08-52 Отдел государственной поддержки и защиты детства: БаюмоваСветлана Викторовна, 8 (4852) 74-60-23
150040, г. Ярославль, ул. Некрасова, 58 8 (4852) 32-14-45; 72-20-05 Официальный сайт: http://cpd.yaroslavl.ru , Адрес электронной почты: cpd.yaroslavl@mail.ru Директор: Казарцева Елена Вениаминовна

Заместитель директора: Шипкова Екатерина Николаевна (4852) 20-70-01, e-mail:cpd.yaroslavl@mail.ru Заместитель директора: Русанова Лилия Сергеевна (4852) 32-14-45, e-mail:cpd.yaroslavl@mail
150047, г. Ярославль, ул. Чкалова, 21 8-906-636-18-25 Официальный сайт: лицомкмиру.рф , Адрес электронной почты: nzhyzhneva@mail.ru Руководитель организации: Жужнева Наталия Леонидовна
|
|
Подробнее  |
|
|
|
|
Решаем вместе Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом
Календарь знаменательных дат
« Октябрь 2023 » |
---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | |
Все актуальные события
|