Одним из важных факторов успешной жизнедеятельности является профессиональное самоопределение учащихся. Сегодня дети сталкиваются с проблемой выбора будущей профессии или профиля обучения лишь в старших классах. Тогда как опыт показывает, что введение в курс профессиональной самоподготовки целесообразно начинать уже с 5-6 классов. Именно этот возрастной период является наиболее благоприятным для самопознания и начального самоопределения у детей. Чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо, во- первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку, во-вторых, знать себя, а именно свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности, и, в-третьих, учитывать особенности социальной среды. Развитие профессионального самоопределения понимается нами как обеспечение постепенного перевода школьника из состояния пассивности (ожидания помощи) в активную позицию субъекта самоопределения. Подросток в период выбора профессии особо нуждается в помощи со стороны специалистов: педагогов, психологов.
Мы рассматриваем выбор профессии как взаимодействие двух сторон: человека
с его индивидуальными особенностями, которые выражены в его физическом
развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте, и специальности
с теми требованиями, которые она предъявляет к человеку. При правильном
выборе это должно быть совпадение индивидуальных особенностей человека
с требованиями профессии и окружающей социальной среды.
Центр «Гармония» является базовой образовательной организацией, реализующей проект «Мы вместе!» в направлении «Развитие практики здоровьесохраняющей и здоровьеразвивающей деятельности специалистов Центра в рамках программы по профессиональной ориентации обучающихся».
В рамках деятельности инновационной площадки Центр «Гармония» предлагает:
- сквозную профориентационную программу «Строю дом» для обучающихся 5 – 9 классов;
- программы предпрофильной подготовки для обучающихся 9 классов:
◦ «Дорога в завтра»;
◦ «Волшебная страна внутри нас»;
◦ «Здравствуйте, люди!»;
◦ «Профессия – логопед»;
◦ дистанционный курс «Мой путь к профессии»;
- внеклассные мероприятия;
- родительские собрания;
- индивидуальное и групповое консультирование;
- компьютерную диагностику по профессиональному самоопределению.