Пароль        Регистрация    Напомнить пароль?

Навигация


Психологическая помощь детям в условиях самоизоляции
15-04-2020, 23:02
       
Рекомендации родителям
«Пять способов, которые помогут снять напряжение  и улучшить настроение» 
Педагог – психолог, Брядова Елена Николаевна
 
1. Упражнение «Рисунки одним карандашом»
Содержание. Родитель и ребенок садятся вместе. Берут  один большой лист бумаги формата А3 или А4 и цветные карандаши, мелки. Договорившись, по команде  ребенок и родитель берут любой карандаш (один на двоих, т.е. карандаш оказывается  в руке ребенка и родителя) и одновременно рисуют какую-либо картину, не обсуждая ход рисунка. Вся работа делается молча. После выполнения рисунок обсуждается. О времени рисования договариваются заранее.  Время на рисование  примерно 3-7 минут. В этом упражнении могут одновременно участвовать и другие пары  (брат и сестра, папа и мама, папа и ребенок).
Вопросы, которые родители могут задать детям после выполнения упражнения.
Что особенно понравилось, и что можно было сделать лучше?
Какие чувства возникали во время выполнения упражнения, и какие по завершению работы?
 
2. Упражнение «Пантомима»
Содержание. Родитель и ребенок по очереди мимикой и жестами изображают кого-либо из членов своей семьи, а все остальные члены семьи должны отгадать кого.
 Важно создать ситуацию игры в театр, где каждый участник и актер и зритель. Нельзя забывать и об аплодисментах для каждого выступающего с пантомимой.
 
3. Упражнение «Тест-путешествие»
Этот ассоциативный тест настолько правдив и популярен, что многие психологи используют его как диагностический метод, а многие заводилы в компании - как занятную игру.
Предлагаем провести его как сказку-путешествие со своими детьми. Можно одновременно играть и вдвоём, и всей семьёй. Младшие дети просто с удовольствием поиграют в "воображалки". Взрослые и старшие дети (кому 12 лет и больше), узнав расшифровку каждой ассоциации, получат пищу для размышления о себе и мире, а родители получат довольно-таки чёткий срез  эмоционального состояния своих детей, причем как сознательного, так и бессознательного.
Сначала пройдите этот тест сами, а потом, как-нибудь вечерком, сядьте рядышком с ребёнком и предложите ему "путешествие". Пусть он закроет глаза и представит, что вы идёте по лесу.
 Мягко и бережно задавайте вопросы, не перебивайте, но следите за тем, чтобы ваши вопросы не содержали "подсказки" и не навязывали ребёнку поведение (например, слово "перейти" имеет меньшую эмоциональную окраску, чем слово "преодолеть"; "оказаться" - меньшую, чем "достичь", и т. д.). Слушайте всё, что он хочет рассказать, и мотайте на ус. Будете читать ответы - тогда размотаете.
Представь/те себе...
Итак...


Ты идёшь по лесу. Какой это лес? Какое время года? Солнечно ли, есть ли ветерок? Ты один или с кем-то? Что ты делаешь?
Ты выходишь на полянку и видишь родник. Ты к нему подойдешь? Будешь пить воду?
Вдруг на опушку выскакивает животное. Какое оно? Что оно делает? А ты что делаешь?
Ты идешь дальше, впереди - река. Какая? Как ты будешь перебираться на другой берег?
Ты оказался на другой стороне - и видишь дом. Какой это дом? Хочется тебе туда идти?
Ты подходишь к дому, прямо к двери. Опиши дверь. На двери табличка, как она выглядит? На ней написано твое имя - прочитай "надпись".
Ты заходишь в дом. Оглядись вокруг и опиши, что ты видишь.
В какую комнату ты пойдешь сначала? Опиши ее.
Какие еще комнаты в доме?
Ты пойдешь в подвал? Опиши подвал. Что там лежит или кто там живет? Опиши чердак. А там кто или что? Что ты там делаешь?
Одна из комнат в доме - совершенно белая. В ней нет ни окон, никаких выемок на стенах. Когда ты попал туда, дверь закрылась. Что ты будешь делать?
Что ты чувствуешь?
Ты выходишь из дома с другой стороны и идешь по тропинке. Впереди тебя - забор. Как ты окажешься на той стороне?
Около дороги, по которой ты идешь, есть нора. Как ты поведёшь себя?
Наконец тропинка выводит тебя к морю. Над морем носятся чайки. Далеко они или близко? Как они себя ведут?
В море ты видишь корабль. Какой он?
Как далеко он от берега?
Ты будешь до него добираться?
Вот и все, твоё путешествие счастливо закончилось.
Ты возвращаешься домой отдохнувшим, посвежевшим и радостным.
Не спеша открывай глаза.
Скажи, тебе понравилось? А вам?
Обычно такое путешествие освежает и обнадёживает. А ещё даёт ребёнку (да и взрослому) ощущение, что кто-то очень сильный и добрый ведет его по жизни за ручку, помогает, направляет и не даст пропасть ни в коем случае. Давайте теперь присмотримся к расшифровке ассоциаций.
В тесте даны ключевые символы, которыми оперирует подсознание большинства людей. Возможно, что-то лично вы или ваш ребёнок воспринимаете не так, как все, но именно поэтому в тесте есть "дублирующие" ситуации и образы, чтобы картина была более чёткой.
Итак, лес и прогулка по лесу символизируют то, как человек воспринимает саму жизнь и своё движение по ней. Согласитесь, большая разница - вышел ребёнок гулять или потерялся в лесу. Обратите внимание на сам лес - насколько ребёнку там комфортно, светло, интересно.
Точно так же важно посмотреть на то, каким видит ребёнок дом издалека. Светлым или тёмным, симпатичным или отталкивающим. Возможно, такой он видит свою жизнь в семье.
Обратите внимание, если какую-то деталь дома человек выделяет особенно - крышу с дырками, открытую или запертую (даже забитую деревяшками) входную дверь.
Родник - это восприятие всего нового, что приносит вам жизнь. Если он видит захламлённый, забитый окурками родник, то скорее всего он не привык ждать от жизни милостей.
Так же и животное - это то, как видит других людей ваш ребёнок. Обратите внимание, это страшный медведь или пушистая белка, кто первым идёт на контакт - он сам или детка ждёт, пока подойдут к нему? Или он вообще маскируется, чтоб его не увидели? Тоже довольно показательно.
Река и стена - это символы препятствий. Как человек преодолевает их в тесте, такими же он видит преграды в жизни. Есть люди, которые вообще боятся войти в воду, есть те, кто крушит стену, есть и такие, кому уже готовы и лодочка с гребцом, и лесенка с поддержкой. Обратите на этот пункт внимание, если в нем появились крайности - "взорву на фиг" или "повернусь и уйду". То, на что в доме обращает внимание человек, - для него значимые вещи. Кто-то сразу идет на кухню, для него там смысл и центр дома. Кто-то сразу замечает детскую.
Стоит обратить внимание, если при описании какая-то комната не появляется вообще, это значит, что какую-то сферу жизни или какого-то человека ребенок игнорирует бессознательно. Например, комнату брата или зал, где обычно собирается вся семья. Может быть, тут что-то не так - например, ребенку в этот период жизни нужно уединиться и подумать, а не "тусоваться" со всеми.
Кстати, обратите внимание на общее описание дома - тесно, просторно, темно, пахнет чем-то вкусным или наоборот.
Особое внимание стоит уделить чердаку и подвалу. Чердак - это все знания, навыки и умения, которые мы приобретаем в процессе обучения в школе или в университете, не важно. Хорошо, когда он представляется аккуратным, когда все разложено по полочкам. Или там живут веселые коты или добрые птицы. Но очень у многих он захламлен или запылен. А может быть, ваш ребенок настолько переучился, что вообще не захочет туда идти.
- это все подсознательные или плохоосознаваемые устремления, знания, желания и навыки, которые у человека есть. Если человек охотно лезет в подвал и с удовольствием там находится - то, скорее всего, его подсознательные страхи сильно его не тревожат. Если он боится идти в подвал и видит его захламленным, грязным, опасным, то, скорее всего, ребенка тревожат какие-то смутные страхи.
Кстати, то же самое касается норы. Если ребенок легко проходит мимо или лезет в нору "покричать", посмотреть, кто оттуда вылезет, то, скорее всего, скрытых страхов у него немного.
Белая комната, лишенная любых выступов, - это метафора смерти. Не ожидали? Но подсознание мыслит так. Посмотрите, как ведет себя там человек. Бьется в истерике? Смиряется? Плачет? Ждет помощи? Редко кто чувствует себя хорошо в такой комнате, но тут стоит обратить внимание на степень интенсивности переживаний. Чем эмоциональнее реакция, тем болезненнее эта тема для ребенка сейчас.
Чайки у моря - это, как ни странно, родственники. Проверьте себя, посмотрите, насколько навязчиво поведение птичек. Оцените "уровень шума", который они создают. Похоже на правду?
Ну и наконец, корабль -это заветная мечта. Посмотрите, насколько четко ребенок видит детали корабля, это покажет, насколько четко ребенок представляет себе, чего он хочет. Если это пиратский корабль - тоже ничего, романтика. А вот если это разбитый остов корабля, посмотрите, какие разочарования сейчас гнетут юного человека.
Еще одни критерий - может ли он до корабля добраться. Не беда, если еще не может, и видит вообще "Корабль с алыми парусами". У него еще много лет на то, чтобы понять себя и мир вокруг. Плохо, если он говорит о корабле с печалью или сразу описывает препятствия - нет лодки, чтобы добраться, нет желания. Такое нередко бывает у подростков, но не пугайтесь, это возрастное "видение мира", оно проходит, когда выросший человек начинает лучше себя понимать.
Напомним еще раз, что ответы, которые вас обеспокоили, - еще не повод записывать себя или ребенка в разряд "неблагополучных", это всего лишь слепок нынешнего состояния сознания и подсознания. Но на какие-то спорные моменты стоит обратить внимание и учитывать их в дальнейшем.
 
4. Упражнение «Помоги собаке»
Ваша способность к сопереживанию
 
На этой картинке изображена собака с поникшей головой и хвостом. Ей явно чего-то не хватает для счастья, но чего именно? Нарисуйте рядом с собакой все то, что могло бы, по вашему мнению, поднять ей настроение. Пусть вас не останавливают практические доводы: это собаке не по­дойдет, это ей не нужно. Рисуйте все, что вам захочется.
 
                                                                                               alt



Ключ к тесту
Этот тест поможет вам понять, умеете ли вы сопереживать людям, способны ли вы оказать помощь человеку, который в этом нуждается.
-  Если вы нарисовали рядом с собакой ДРУГОЕ ЖИВОТНОЕ, то это означает, что самой важной помощью вы считаете умение выслушать человека, дать ему выговориться, излить свою боль. Вы всегда посочувствуете попавшему в беду другу и поможете ему советом.
-  Если нарисованное вами ЖИВОТНОЕ БОЛЬШЕ СОБАКИ, то это говорит о некотором высокомерии присущем вам. Вы не откажете человеку в помощи, но не преминете попенять ему на его неразумность и дальновидность. Ваше сочувствие будет насквозь пропитано поучениями и нотациями.
-  Если ваше ЖИВОТНОЕ МЕНЬШЕ СОБАКИ, то, скорее всего, никакой разумной помощи вы оказать не сможете. Конечно, ваше сочувствие будет искренним, но бесполезным.
-  Если рядом с собакой вы нарисовали ЧЕЛОВЕКА, это говорит о вашей холодности и равнодушии. Вы относитесь к чужим проблемам и переживаниям свысока, воспринимая их как нечто инородное, это ненужные вам хлопоты.
-  Нарисованная рядом с собакой КОНУРА ИЛИ ПОДСТИЛКА говорит о том, что вы всегда приютите и обогреете человека, попавшего в беду. Вы не боитесь ответственности и всегда держите свое слово. Ваши друзья могут рассчитывать на вашу помощь в любой ситуации.
-  ОШЕЙНИК, ПОВОДОК, НАМОРДНИК - свидетельства вашего нежелания брать на себя заботу о человеке, попавшем в беду. Вы считаете, что чужие проблемы не должны осложнять вашу жизнь и что человек должен сам себе помочь выбраться из сложной ситуации, это его личное дело. Единственная помощь, которую вы способны оказать, — это деньги, да и один раз. И с отдачей, конечно.
-  ЕДА (КОСТОЧКА, МИСКА), нарисованная возле со­баки, говорит о том, что вы обязательно поможете человеку, попавшему в беду, даже если он не просит вас об этом. Вы просто не можете смотреть на мучения и страдания окружающих, особенно если знаете, что нуж­но сделать, чтобы помочь человеку. Правда, иной раз ваше вмешательство бывает бесцеремонным. Однако такая помощь все же лучше, чем совсем никакой.
Чем большим количеством предметов вы окружите собаку, тем лучше. Ваша помощь может быть самой раз­нообразной.
 

5. Упражнение « Картина радости»
Когда применяется: если тебе грустно и  скучно. А может быть, просто накопилась усталость? Тогда нужно взять краски или цветные карандаши (маркеры тоже сгодятся) и... нарисовать свою радость.
Когда будешь водить кисточкой по бумаге, обязательно прислушайся к своим ощущениям и внутреннему голосу. Погрузись в рисование, как будто ты знаменитый художник. Но всё время помни, что ты рисуешь свою РАДОСТЬ. Это может быть что-то конкретное или просто абстрактная «мазня», круги и всякие завитки. Не ограничивай свою фантазию!
Закончив, отложи работу на 10 - 15 минут. Если потом при взгляде на неё ты будешь чувствовать тепло, значит, ты отдалась своей картине полностью. И она на долгие годы станет твоим талисманом в рамке!
Расшифровка рисунка.
По тому, каких красок больше в рисунке, можно многое сказать о твоём состоянии:
Синий - ты стремишься к спокойствию, тебе не хватает уединения.
Сине-зеленый - тебе необходимо чувство уверенности в себе или просто пора нормально отдохнуть.
Оранжево-красный - знак возбуждения нервной системы. Это значит, что ты созрела для каких-то серьезных перемен в жизни.
Светло-желтый - ты стремишься к общению и веселью.
Насыщенный желтый - тебе не хватает надежды на лучшее и уверенности в завтрашнем дне.
Зеленый - мягкость, гибкость, но вместе с тем может означать тягу к знаниям или желание карьерного роста.
Ярко-алый - активный настрой на победу. У тебя есть силы, чтобы преодолеть все преграды и добиться успеха.



 

 




Ключевые теги: Рекомендации педагогов по саморегуляции
 
 Распечатать

Календарь знаменательных дат

«    Май 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Все актуальные события
Телефоны "Горячей линии" "Горячая линия" департамента образования Ярославской области:
(4852) 31-43-45
Круглосуточно в режиме автоответчика можно оставлять сообщения по вопросам работы региональной системы образования, в том числе по вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях. Сообщение можно отправить также по адресу с пометкой в теме "незаконные сборы":
dobr@region.adm.yar.ru
"Горячая линия" управления образования Администрации Угличского муниципального района:
(48532) 5-02-45
Сообщение можно отправить также по адресу с пометкой в теме "незаконные сборы":
demidenko@uglich.adm.yar.ru
#БезопасныйИнтернет

мы вконтакте
мы в одноклассниках

Мы в социальных сетях

Почтовый адрес: 152613, г. Углич, ул. З.Золотовой, д.42
Телефон (факс): (48532) 5-05-11 (приемная),
5-31-29 (директор) E-mail : garmoniy.uglich@mail.ru

Директор: Удачина Марина Анатольевна