Пароль        Регистрация    Напомнить пароль?

Навигация

Телефоны "Горячей линии"
"Горячая линия" департамента образования Ярославской области:
(4852) 31-43-45
Круглосуточно в режиме автоответчика можно оставлять сообщения по вопросам работы региональной системы образования, в том числе по вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях. Сообщение можно отправить также по адресу с пометкой в теме "незаконные сборы":
dobr@region.adm.yar.ru
"Горячая линия" управления образования Администрации Угличского муниципального района:
(48532) 5-02-45
Сообщение можно отправить также по адресу с пометкой в теме "незаконные сборы":
demidenko@uglich.adm.yar.ru

Привязанность ребенка к матери как фактор ранней социализации
10-02-2017, 14:43

ПРИВЯЗАННОСТЬ РЕБЕНКА К МАТЕРИ КАК ФАКТОР РАННЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

(информация для приемных родителей)

            Привязанность ребенка к матери  – это двусторонний процесс, в результате которого формируется готовность эмоционально реагировать на мать, ее образ и первое социальное поведение, адресованное ей, которое затем выступает как базовая социальная установка в отношении матери, проявляющаяся затем в других социальных контактах. Таким образом, привязанность выступает и первым этапом социализации и фактором, влияющим на успешность этого процесса.

                                                          

            Привязанность - это стремление (и способность) к длительной эмоциональной близости с другим человеком и потребность эту близость сохранить.

            Потребность в привязанности - т.е. в устойчивых позитивных отношениях со значимым взрослым и ближайшим окружением - является жизненно необходимой для нормального развития ребенка. Если привязанность сформирована, ребенок нормально развивается, учится различать свои чувства и чувства других, мыслит логически, развивает социальные связи, развивает сознание, испытывает базовое доверие к миру, становится уверенным в себе, лучше справляется со стрессом и переживаниями; меньше завидует, не подвержен страхам; развивает чувство собственной значимости и проявляет любовь и нежность к другим.

           Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально — и это гасит их интеллектуальную и познавательную активность, ведь вся их внутренняя энергия уходит на борьбу с тревогой и приспособление к поискам эмоционального тепла в условиях его жесткого дефицита. Младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть в буквальном смысле этого слова.

            Кроме того, в первые годы жизни именно общение со взрослым служит источником развития мышления и речи ребенка. Отсутствие адекватной развивающей среды, плохая забота о физическом здоровье и недостаточность общения со взрослыми приводит к отставанию в интеллектуальном развитии у детей из неблагополучных семей. Так как развитие совести тоже основано на общем развитии мозга, при нарушении привязанности совесть тоже формируется недостаточно или вообще не формируется.

           В результате, дети, подвергшиеся жестокому обращению в раннем детстве, не только лишаются детства и теряют способность устанавливать и поддерживать близкие, теплые отношения с другими людьми, но не получают и базовых социально-моральных принципов, демонстрируя агрессивность, страсть к разрушениям и антиобщественное поведение.

            К сожалению, нарушение привязанности проявляется в поведении ребенка даже тогда, когда он находит новую семью, готовую дать ему заботу и любовь. Более того, такие дети вырастают во взрослых, которые глобально не доверяют миру и окружающим, так как уверены, что никто не сможет и не захочет позаботиться о них.

            Можно говорить о том, что у ребенка в той или иной степени нарушена привязанность, если налицо все или большая часть симптомов реактивного нарушения привязанности, перечисленных ниже:

            Ребенок поверхностно обаятелен. При инициативе со стороны родителей нежность не проявляет. Если и проявляет ласку, то обычно только потому, что хочет что-то получить.

            В отношениях с посторонними и незнакомыми людьми ребенок неразборчиво ласков и привязчив.

            Не испытывает привязанности и не проявляет доверия к человеку, который ухаживает за ним на ежедневной основе (особенно к приемной матери).

            Не смотрит в глаза при общении с родителями, кроме тех случае, когда лжет.

            Склонен к интригам и манипулированию другими людьми. Стремиться командовать и полностью контролировать любую ситуацию.

            Часто действует из противоречия, постоянно нарушает установленные правила.

            Склонен к вспышкам гнева или истерикам, особенно в ответ на попытку взрослых ввести какие-либо правила или запреты.

            Проявляет повышенный интерес к темам смерти, огня, крови, разрушения.

             Жесток к животным, портит вещи, агрессивен по отношению к другим людям.

             Склонен к членовредительству ("ауто-агрессия"), к "несчастным случаям".

             Лжет об очевидном, притворяется, ворует. Не испытывает раскаянья, бессовестен.

Не способен отвечать за себя. Вину за свои поступки и проблемы обычно перекладывает на других.

           Повышенно импульсивен, не умеет  контролировать себя и не способен оставаться в границах поведения, установленных другими людьми.

           Страдает сильными перепадами настроения. Часто находится в пониженном настроении или в депрессии.

           Не понимает или плохо понимает причинно-следственные связи.

           Проявляет необычные пищевые привычки, например, склонность в чрезмерных количествах запасать или прятать еду, склонность к обжорству или голоданию, поедание несъедобных вещей и т.д.

            Страдает недержанием мочи (энурез) иили недержанием кала (энкопрез).

            Мало или совсем нет постоянных друзей, отношения со сверстниками неустойчивые .

            Плохо учится.

            Постоянно задает бессмысленные вопросы и "трещит языком".

            Болезненно преувеличивает собственную значимость.

            Самого себя чувствует беспомощной жертвой, а окружающих воспринимает как источник опасности. Некоторые специалисты дополняют вышеперечисленные базовые симптомы такими:

            Ребенок проявляет неадекватное возрасту сексуальное поведение.

            Требователен или "прилипчив", но только когда ему этого хочется.

            Страдает нарушениями сна.

            Гиперактивен, сверхбдителен даже по мелкому поводу.

            Страдает задержкой или нарушениями речевого развития.

            Часто становится объектом травли со стороны сверстников.

            Важно отметить, что у приемных родителей таких детей тоже проявляются некоторые типичные "симптомы". Например, они часто деморализованы и чувствуют беспомощность. Могут быть либо эмоционально истощены, либо, напротив, постоянно раздражены.

            После безуспешных попыток исправить поведение такого ребенка "просто любовью" приемные родители начинают сомневаться в  своей педагогической состоятельности, что приводит к срывам на ребенка.  А после срывов родителей захлестывает чувство вины, и круг повторяется.

           Ситуация усугубляется тем, что у окружающих, не видящих всего комплекса отношений внутри семьи, порой возникает ощущение, что родители почти враждебны по отношению к приемным детям, и семья оказывается в еще большей изоляции.

           В зависимости от личности человека и особенностей его детства, нарушение привязанности у взрослых может проявляться в двух основных формах:

              1. Замкнутый тип

           Такой человек переживает хронический подавленный гнев и чувство потери.

            Другим людям он не доверяет, чрезмерно к ним критичен и порой даже враждебен, но при этом любую критику в свой адрес воспринимает "в штыки". С коллегами по работе сходится тяжело и, как правило, предпочитает работать в одиночку. Не склонен к сопереживанию, проявлению поддержки.

            Самого себя видит либо не достойным любви окружающих, либо "слишком хорошим" для них. В отношениях с окружающими выбирает пассивно-ускользающий тип поведения, эмоциональной близости избегает и даже боится. Постоянные отношения воспринимает либо как угрозу собственной независимости (ценность которой принимает для него маниакальные оттенки), либо как бессмысленную трату сил и времени, либо как и то, и другое. Не склонен идеализировать любовные отношения. Чтобы исключить личную жизнь, может прибегать к "трудоголизму" как удобному предлогу.

               2. Тревожно-cопротивляющийся тип

           Склонен к навязчивой опеке, но при этом считает, что "им пользуются" и "его недооценивают".

            Отношения являются для такого человека главным источником чувства защищенности. Быстро впадает в эмоциональную зависимость от партнера, полностью "растворяется" в нем и в отношениях. Отношения идеализирует, требует от партнера постоянного общения и доказывания искренности его чувств. Партнера считает желанным, но непредсказуемым (иногда доступным, иногда нет).

            При этом отношения часто считает  "неравными" и быстро их заканчивает. Очень чувствителен к отказу, отвержению. Не умеет управлять своим гневом, подвержен сильным эмоциям, ревнив. В отношениях с другими "собственник".

           Считает, что людей в целом трудно понять. Не верит, что люди могут вести себя альтруистично. В глубине души считает себя недостойным любви. Склонен к самоубийству, перепадам настроения, анаклитической депрессии (депрессии, вызванной утратой эмоционально значимого человека).

            Идеальной средой для формирования привязанности является семья. Только в полноценной семье ребенок находится в постоянном физическом и эмоциональном контакте с любящими взрослыми, к которым он особенно привязан. Несмотря на то, что  число таких взрослых невелико, именно они дают ребенку чувство защищенности и безопасности, являются источником его развития, дают ему опыт переживания чувств, поддержку в трудную минуту и радость разделенного успеха. Вне семейного окружения, в отстутствии "только своей" мамы или другого значимого взрослого установление привязанностей крайне затруднено.

           Если ребенок имел положительный опыт воспитания в родной семье, но неожиданно теряет мать или другого человека, выполнявшего ее роль, то последствия такого перерыва в формировании привязанности могут быть сглажены быстрой заменой фигуры привязанности на новую. Напротив, помещение ребенка в приют или детский дом с "обезличенным" типом воспитания только усиливает отрицательные последствия.

            (Кстати, именно по этой причине с 1950х годов в странах Европы и США начал развиваться институт профессиональной замещающей семьи, который за несколько лет практически полностью вытеснил детские дома и приюты. Приемные семьи получают бесплатное психотерапевтическое иили психиатрическое сопровождение, работает целая сеть реабилитационных центров и клиник для краткосрочного лечения особо "трудных" детей. Лишь некоторые из детей по медицинским показаниям находятся в таких центрах постоянно.)

           Бывает и так, что у ребенка не появляется никакого опыта привязанностей, и это наиболее непростые для коррекции случаи. Например, если ребенок с самого рождения воспитывался в доме ребенка, где не оказалось ни одного взрослого, способного стать для него эмоционально близкой фигурой; или если отношения в родной семье были таковы, что вместо минимальной заботы и душевного тепла, ребенку доставались только побои, издевательства, а порой голод или многодневное одиночество.

            В таких (и даже более мягких) случаях нарушение привязанности невозможно преодолеть "просто любовью" в рамках даже самой заботливой и доброжелательной приемной семьи. Дело в том, что в отношении ребенка с нарушенной привязанностью не работают привычные методы воспитания, основанные на том, что обычный ребенок стремится нравится своим родителям, которому некомфортно, когда его родители сердятся на него. Но ребенку с нарушенной привязанностью они не подходят! Он не такой, как "домашние" дети: он не умеет сочувствовать, отдавать и получать любовь и нежность; он часто физически и эмоционально агрессивен по отношению к приемным родителям, новым братьям и сестрам, сверстникам; он постоянно нарушает установленные родителями правила и оспаривает их авторитет; ему свойственно и много других крайне неприятных в быту привычек (см. раздел "Симптомы нарушения привязанности у детей" слева).

            Все это - наследие тяжелейшего опыта выживания в раннем детстве. Как научиться получать и отдавать любовь и нежность рядом с матерью-алкоголичкой, которая в ответ на голодный плач ребенка либо бьет его, либо невнятно говорит что-то в пьяном угаре? Как можно оставаться ласковым и слабым, если только агрессия отпугивает собутыльников родителей, задумавших жестокий розыгрыш или травлю самого беззащитного участника "посиделок"? Но если во младенчестве все эти навыки помогли ребенку выжить физически, в эмоционально-душевном плане они превратили его в "маугли". И чем старше становится ребенок, тем больше они начинают тормозить его физическое и эмоциональное развитие, ведь когда все внимание уходит на постоянный контроль и борьбу с окружающими, не остается ни времени, ни сил на саморазвитие, на игру, на радость жизни.

           Естественно, такое поведение создает в приемной семье атмосферу постоянного напряжения и конфликтов, и рано или поздно бессилие, раздражение или чувство вины в отношении приемного ребенка достигает такого уровня, что родители начинают задумываться о его возращении в детский дом. Другим сценарием развития событий может быть уход одного из приемных родителей из фактически разрушенной этим ребенком семьи.

           Чтобы сохранить покой в доме и исцелить своего ребенка, приемным родителям важно не только хорошо понимать истоки нарушения привязанности у их ребенка, но и владеть особыми методами "терапевтического воспитания".

             Формирование привязанности у ребенка проходит два цикла - первого и второго года жизни. Когда нарушения цикла происходят уже на первом году жизни, ребенок теряет базу, необходимую для прохождения цикла второго года - и нормальное развитие такого ребенка "замораживается" на самых ранних этапах, свойственных младенчеству. Именно поэтому первоочередной задачей новых родителей становится переживание вместе с ребенком "пропущенных" этапов развития. Это позволяет ребенку сформировать привязанность к новым родителям "с чистого листа".

            Когда родительские ожидания приведены в соответствие с реальными способностями и уровнем развития ребенка, родители смогут соединить нежную заботу о ребенке с жесткой внешней структурой. Только так можно научить ребенка доверять своим новым родителям и заставить его "отпустить контроль", высвобождая силы для более полезных, веселых и конструктивных занятий.

            Основные принципы "терапевтического воспитания":

           Главное правило "терапевтического воспитания" для родителей - сначала позаботьтесь о себе!

            Не ждите проблем, но предвосхищайте их, действуйте на опережение.

           Все взрослые в семье, в школе, на терапии должны работать в команде. Не позволяйте ребенку с нарушением привязанности настраивать вас друг против друга.

            Обстановка в вашем доме должна быть безопасна для ребенка как в эмоциональном, так и в физическом плане.

 

            Чтобы помочь ребенку извлечь действенные уроки из своих проступков, создавайте "естественные последствия". Но когда такие последствия "наступают", проявите сочувствие к вашему ребенку.

            Избегайте саркастичности и раздражения в общении с ребенком, говорите с ним в доброжелательной, даже когда не довольны его поведением. Даже если ругаете, используйте слова, побуждающие ребенка к размышлению, а не оскорбляющие его достоинство.

            Поощряйте ребенка выражать любые свои чувства словами, а не разрушительными поступками.

            Телевизор должен быть очень редким явлением в жизни вашего ребенка.

             Предлагайте ребенку на выбор только такие варианты, из которых для вас приемлем каждый.

             Будьте последовательны.

             Избегайте споров с ребенком о том, "кто главнее".

            Трезво оцените возможности вашего ребенка и давайте ему права и обязанности в том объеме, с каким он сможет справиться.

             Не теряйте чувства юмора.

            Воспитание ребенка с нарушением привязанности требует особого настроя, стойкости, творчества и сил. Конечно, приемный родитель не несет ответственности за те проблемы, с которыми ребенок появился в его семье, но именно он отвечает за то, чтобы создать условия для исцеления своего ребенка.

       

            Таким образом, сила и качество привязанностей во многом зависят от поведения родителей по отношению к ребенку и от качества их отношения к нему. Это в полной мере относится и к замещающим родителям. Замещающая семья должна обладать опытом воспитания такого ребенка, понимать закономерности развития ребенка и последствия утраты привязанности к кровным родителям, влияние их собственного отношения к ребенку на его развитие, т.е. быть достаточно подготовленной, в дальнейшем такой семье будет нужна помощь специалистов. Встает задача создания института профессиональных домашних воспитателей и системы последующего педагогического сопровождения.



 
 (голосов: 0)
 Распечатать
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

мы вконтакте

Календарь знаменательных дат

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Все актуальные события
#БезопасныйИнтернет

мы вконтакте
мы в одноклассниках

Мы в социальных сетях

Почтовый адрес: 152613, г. Углич, ул. З.Золотовой, д.42
Телефон (факс): (48532) 5-05-11 (приемная),
5-31-29 (директор) E-mail : garmoniy.uglich@yarregion.ru

Директор: Удачина Марина Анатольевна