Пароль        Регистрация    Напомнить пароль?

Навигация

Телефоны "Горячей линии"
"Горячая линия" департамента образования Ярославской области:
(4852) 31-43-45
Круглосуточно в режиме автоответчика можно оставлять сообщения по вопросам работы региональной системы образования, в том числе по вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях. Сообщение можно отправить также по адресу с пометкой в теме "незаконные сборы":
dobr@region.adm.yar.ru
"Горячая линия" управления образования Администрации Угличского муниципального района:
(48532) 5-02-45
Сообщение можно отправить также по адресу с пометкой в теме "незаконные сборы":
demidenko@uglich.adm.yar.ru

АДАПТАЦИЯ К САДИКУ. КАК ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК?
12-09-2017, 09:38
Ребенка можно считать адаптированным к детскому саду при двух условиях:
Ребенок усвоил правила поведения в ДОУ, владеет необходимыми навыками самообслуживания и коммуникационными навыками.
Ребенку психологически комфортно пребывание в детском саду
Иногда педагоги и родители ошибочно считают, что процесс адаптации успешно завершен только при выполнении первого условия. Ребенок послушен, самостоятелен, «удобен». Не демонстрирует агрессивность, конфликтность, не плачет. И упускают из внимания факт психологического дискомфорта, хотя ребенок замкнут, подавлен, часто болеет, не включается в игры со сверстниками, испытывает состояние тревоги. Хорошо, когда ребенок, придя в садик, умеет сам держать ложку, но более важно – если он умеет справляться с внутренней тревогой. Например, ребенок может выработать особый ритуал прощания в садике. Или выучит мантру: «Мама за мной придет». Или будет носить в садик любимую игрушку…
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ родителей в период адаптации
1. Недооценивание важности периода адаптации, резкое погружение ребенка в среду ДОУ. Это когда мать, вопреки рекомендациям психолога, стремится оставить ребенка сразу на целый день и уехать далеко по делам. В это время предпочтительно маме находиться в непосредственной близости от детского сада и быстро явиться по срочному вызову (непрекращающийся плач, повышение температуры)
Как долго должно длиться первое пребывание ребенка в детском саду? У меня нет категоричного ответа на этот вопрос. Все зависит от конкретного ребенка. Это может быть один час непрекращающегося панического плача, а может быть полдня интересной деятельности и удивленный детский вопрос: «Бабушка, а ты зачем так рано пришла? Я еще хочу поспать с ребятами» Я предпочитала ориентироваться не на прописанные нормы, а на психологический комфорт ребенка.
2. Нарушение принципа систематичности, последовательности (сегодня пойдем в садик, завтра не пойдем, потому что проспали, лень, просто маме не хочется, «он сегодня так плачет, что боюсь оставлять») Ребенок сложнее привыкает при таком непостоянстве.
3. Внезапное исчезновение при прощании, когда мать старается отвлечь ребенка и уйти незаметно, считая, что тем самым она избегает стресса расставания. Мама исчезает то во время завтрака, то во время прогулки – формируется недоверие к маме, к миру, страх, что мама может исчезнуть в любой момент даже дома. Лучше всего придумать ритуал прощания, который будет повторяться каждый день.
4. Несоответствие питания. Некоторые родители длительное время кормят детей «баночным» детским питанием. Ребенок, получающий дома только протертую пищу приходит в садик с несформированным навыком жевания. Ребенок, привыкший есть только макароны и пельмени, вероятно, будет отодвигать садичное овощное рагу и запеканку.
5. Несоблюдение единства требований дома и в ДОУ. Например, кормление дома «на ходу», перед телевизором приводит к тому, что ребенок в садике убегает из-за стола; без концентрации внимания на мультике, не может долго сидеть на одном месте. Часто встречающаяся ситуация: ребенок, засыпающий дома только в процессе укачивания – становится настоящей проблемой для воспитателей в тихий час.
6. Несоответствие режима дня. Приучать ребенка к раннему подъему необходимо еще до поступления в сад. В идеале, ребенок должен сам просыпаться в нужное время – это поможет избежать дополнительного стресса, капризов, вызванных недосыпанием и переутомлением.
7. Научить ребенка полностью себя обслуживать – это хорошо, но не всегда возможно в силу возраста. Научите ребенка просить о помощи и спокойно ждать своей очереди (воспитатель слышит твою просьбу, но сначала поможет Ване и Кате)
8. Невнимание к социализации. Ребенка необходимо заранее готовить к общению с другими детьми и взрослыми, наблюдать за особенностями его поведения (стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован). Ребенка нужно приучить, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся. До садика у ребенка должен быть опыт разлуки с мамой хотя бы на несколько часов.
9. Неправильный настрой ребенка на посещение детского сада. Некоторые родители рисуют малышу некую идиллию его пребывания в детском саду. Другие угрожают ребенку детским садом как наказанием за непослушание. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости. Формированию неправильного настроя способствует высказывание взрослыми негатива, недовольства садиком и его сотрудниками в присутствии ребенка. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Но обязательно показывать значимость его нового статуса.
10. Стремление развлечь ребенка в этот трудный для него период походами в цирк, зоопарк, кафе. Этим еще сильнее нагружается нервная система ребенка. Лучше больше проводить времени в привычной домашней обстановке, играя и разговаривая с малышом.
11. Наложение кризисов, когда начало посещения детского сада, совпадает с изменением состава семьи или переездом. Например, папа оставил семью и маме необходимо выйти на работу. Или родился еще один ребенок. Отдавать в садик старшего ребенка желательно до появления малыша, чтобы он не воспринял это как изгнание, потому что новый ребенок занял его место.
12. Чрезмерная тревожность, озабоченность. Если мать с опаской ждет, что ребенок заболеет, он непременно заболеет, чтобы оправдать ее надежды. Если мать долго прощается с ребенком с обеспокоенным выражением лица, а, приходя за ним, тревожно осматривает на предмет ушибов, покраснений, симптомов недомогания – ее тревога, несомненно, перейдет и ребенку. Прежде всего, в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.
13. Незаинтересованность в адаптации ухаживающего взрослого. Например, ребенка в садик водит няня, которая сидела с ним с полугодовалого возраста. Чем дольше и болезненнее будет адаптация ребенка, тем нужнее будет няня, а няня в этом материально заинтересована. Еще пример: бабушка, которая внутренне противится решению родителей отдать ребенка в садик, и сама желает заботиться о внуке.
14.Случается, что мама, не видящая себя вне ситуации ухода за ребенком, испытывает особое удовольствие, когда малыш не хочет идти в детский сад, тем самым, транслируя ему на подсознательном уровне свою заинтересованность в таком поведении. Мною замечено, что дети работающих матерей адаптируются легче.
15.Отсутствие необходимости в посещении ДОУ. Родители сомневаются в целесообразности «садиковского воспитания» и любые колебания родителей ребенок использует для того, чтобы не пойти в садик.
16. Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Ребенок плачет, а родители переживают тревогу и чувство вины, только усугубляя ситуацию. Как бы это странно не звучало, но плач при адаптации – это норма. И чем громче плач, тем скорее он закончится. Ребенку нужно время и возможность «отгоревать», пережить потерю каких-то удовольствий домашней жизни.
И еще раз о целесообразности. Детский сад до 3 лет оправдан только необходимостью освободить маму для выхода на работу. Для общения, развития и социализации садик нужен не раньше 3-4 лет! Ну не нужны двухлетке игры со сверстниками. Они в этом возрасте все равно не играют вместе, а просто рядом. Всю прелесть совместных игр с друзьями малыш может оценить ближе к 4 годам. И тогда, очень возможно, в садике ему станет веселее, чем дома.
 
Для родителей, которые планируют отдавать своего кроху в садик, вопрос адаптации стоит очень остро. Малыши в большинстве случаев плохо переносят начало «новой детсадовской жизни», особенно такая реакция характерна для малышей 1,5 – 2 лет. Проблемой адаптации малышей к детским дошкольным учреждениям занимаются как врачи-педиатры, так и психологи. Ведь здоровье ребенка напрямую зависит от его эмоционального состояния.

Виды адаптации.
У каждого ребенка адаптация проходит индивидуально. Одни малыши привыкают к новому режиму буквально за пару недель, при этом отлично себя чувствуют, аппетит сохраняется, да и настрой позитивный. Другие малыши тяжело переносят адаптацию, при этом подавлены, аппетит плохой или может даже отсутствовать, причем плохой аппетит сохраняется не только в садике, но и дома. Малыши могут отказываться даже от любимых блюд. Сон у таких деток тоже нарушается.
После многочисленных наблюдений, проведенных среди детей, принято выделять три степени тяжести адаптационного процесса ребенка к садику. Это легкая, средняя, и тяжелая степени. Для установления степени тяжести во внимание берется, как малыш спит, какой у него аппетит, конечно, его эмоции, особое внимание уделяется негативным эмоциям, как малыш общается с детками в группе, есть ли у него проблемы с речью и другое.

Если нормализация всех выше перечисленных факторов происходит через 10- 20 дней - это соответствует легкой степени тяжести. При этом нервно-психическое развитие соответствует возрасту. Если установление контакта и норм поведения затягивается, и уже составляет 20 – 40 дней, такие показатели соответствуют среднетяжелой степени. Развитие речи у таких деток замедляется примерно на пару месяцев. Крайняя степень тяжести адаптации разделяется на две группы, для первой группы «А» адаптация растягивается примерно на 2 месяца, если это группа «Б» то срок может увеличиваться еще больше. У таких деток отставание в развитии может быть в течение нескольких кварталов.

Легкая степень адаптации.
При этой степени изменения в поведении ребенка происходят в течение 20-30 дней. При этом аппетит не изменяется, или незначительно снижается, но постепенно, в течение недели приходит к норме. При этом объем суточной нормы пищи соответствует возрасту. Домашний сон не нарушен, а в условиях садика восстанавливается в течение недели. Речевая активность ребенка, его эмоциональное состояние, и общение с детьми обычно нормализуется в течение 15 – 20 дней, но чаще всего раньше. Отношение с взрослыми не нарушено, малыш активен и находится в постоянном движении. Заболевания в этот период возникают редко, и если возникают, то протекают в легкой степени, отсутствует затяжное течение, нет рецидивов и осложнений.
Легкая степень адаптации характерна для здоровых деток. Это детки, которые родились здоровыми, практически не болели впервые годы жизни, были выполнены все прививки по календарю. Также таких детей постоянно закаливали родители, они кушают практически все.

Среднетяжелая степень адаптации.
Такая степень тяжести характерна для деток, которые имеют какие-либо отклонения в состоянии здоровья. Например, если были осложнения в родах – асфиксия, или если малыш родился недоношенным, или часто болел впервые годы жизни. Так же на состояние здоровья ребенка влияет неблагоприятная эмоциональная обстановка в семье. При среднетяжелой степени тяжести адаптационных процессов нарушения более ярко выражены и более продолжительны. Нормализация сна и аппетита в саду и дома происходит не раньше чем через 20 – 30 дней. Малыши пока не могут настроить контакт с другими детьми сразу, обычно для этого необходимо время, примерно 20 дней. В течение этого времени пребывания ребенка в группе его эмоциональное состояние не стабильно.
Также для этой степени тяжести характерна задержка в двигательной активности, и восстановление происходит лишь через месяц после посещения дошкольного учреждения. Заболеваемость наиболее выражена в первые месяцы, при этом возможны осложнения.

Тяжелая степень адаптации.
Тяжелая степень характеризуется длительностью от двух месяцев до полугода, в некоторых случаях даже больше. Кроме того, все проявления ярко выражены, детки заболевают очень быстро в течение первой недели, и заболевание повторяется 4 – 8 и более раз в течение года. Снижение интенсивности заболеваний происходит только на втором году пребывания в детском садике. Только со второго года детки начинают регулярно посещать детский садик.
У других малышей неадекватное поведение сохраняется более длительно, и граничит с невротическими состояниями. Карапуз отстает в речевом и игровом развитии на пару кварталов. Больше всего такая адаптация характерна для детей с пороками развития, болеющих тяжелыми хроническими заболеваниями. Такая адаптация возможна и у аллергиков. Кроме биологических факторов, которые влияют на развитие малыша, свое воздействие оказывает и социальная среда.

«Несадиковские» дети.
С наступлением прекрасного момента, когда малыш уже самостоятельно ходит, может сам себя занять, мамы все чаще задумываются о выходе на работу. Наступает пора искать садик (или подходит очередь в него) для ребенка и взвешивать все «за» и «против». Мамочки активно общаются с подругами и знакомыми, у которых детки уже ходят в подобные учреждения. Да и сами понимают, что в дошкольном учреждении с ее ребенком будет заниматься профессионал, будут проводиться различные занятия, которые помогут малышам развиваться, процесс социальной адаптации еще никто не отменял, а в садике она пройдет быстрее. Но помимо видимых плюсов есть одно «НО».
Всем мамам известно о том, что ребенок в первое время ходит в садик неделю и две недели сидит дома. Большинство мам связывают такие частые заболевания с плохой заботой о детях в учреждении. Из-за большого количества детей, воспитатели не могут за всеми уследить, и именно их ребенок не одет, не обут и каждая мама думает о том, что особенно плохо следят именно за ее ребенком. но это не всегда верно…

Малыши, которые сидят дома, и мало общаются с другими детьми, обитают в неком ореоле одних и тех же микроорганизмов. У каждого карапуза свои определенные бактерии, которые он получает исключительно в своей семье. Как только ребенок идет в садик, происходит тесное общение между детьми и как следствие происходит обмен микроорганизмами. У другого малыша бактерии свои, другие. Организм ребенка воспринимает «чужие» микроорганизмы как потенциальную угрозу и у него формируется заболевание. У малыша, который был источником этих «чужих» микроорганизмов заболевание не наступает, так как эти микроорганизмы его, и он постоянно с ними контактирует. Вот и меняются крохи в садике своими микробами, пока всеми ими не переболеют.
Особенно такая картина характерна для деток, которые ходят в садик в течение первых нескольких недель. У малышей в это время снижен иммунитет, нахождение ребенка без мамы - это стрессовая ситуация, а стресс пагубно влияет на работу всех систем, особенно на иммунную.

Как реагирует ребенок на адаптацию?
Процесс адаптации ребенка сильно влияет на процесс формирования иммунитета, это приводит к более частым заболеваниям, особенно что касается ОРВИ. При этом увеличивается время заболевания, которое зависит от степени тяжести адаптационного процесса. При легкой степени длительность заболевания не превышает 10 дней. Если у малыша среднетяжелая степень адаптации, длительность уже составляет более 10 дней, так же для этой группы характерны рецидивы.

При тяжелой степени тяжести группы «А» заболевание продолжается более 10 дней с рецидивами и осложнениями. Малыши, которые относятся к группе «Б» переносят болезни длительно, развиваются выраженные реакции со стороны нервной системы, таких детей принято называть «несадиковскими».
Также при легкой степени тяжести адаптационного процесса масса тела и рост ребенка не изменяется, но при среднетяжелой степени происходит временная потеря веса в течение месяца. При тяжелой степени тяжести происходит замедление темпов роста и соответственно и прибавки в весе.

Как облегчить период адаптации?
Подготавливать малыша к садику необходимо задолго до его поступления – в идеале в садик нужно готовиться с рождения. Для более легкой адаптации работники детсадовского учреждения могут заранее устанавливать контакты с семьей и сами ребенком. Принимать ребенка в садик лучше всего в теплое время года, в эти периоды процессы адаптации протекают спокойнее.

Одновременно в группу нельзя принимать более 2 детей. Родителям важно знать, что посещать садик малыш должен постепенно, в первую неделю ребенок находится в группе не более 3 часов, постепенно время увеличивается. Такой процесс называется ступенчатой адаптацией. Кроме того в течение первых двух недель у ребенка должен быть свой, привычный ему режим. В это время мама может находиться с ребенком, заниматься с ним вместе в группе.

Важно, чтобы малышу в группе было комфортно, особенно это касается температурного режима. При проведении физических упражнений необходимо строго следить за реакцией ребенка, если малыш устал, нельзя настаивать на выполнении упражнения. Строго следить нужно и за питанием, если малыш отказывается от еды, не нужно настаивать, пусть лучше кроха съест больше дома.

Если до момента поступления в садик малыш не был полностью привит, вакцинацию лучше отложить до момента полной адаптации. Все травмирующие манипуляции в этот период строго запрещены. В садике за ребенком ведется наблюдение, и все данные отмечаются в специальной карте.

Как только у ребенка устанавливается адекватное поведение, сон у малыша глубокий и спокойный, аппетит, речевая активность стабилизуются, малыш набирает вес соответственно нормам и у ребенка отсутствуют заболевания в течение месяца, это говорит о полной адаптации ребенка к детскому дошкольному учреждению.

Все дошкольные учреждения ведут динамическое наблюдение и фиксируют все данные в дневники адаптации обо всех детках, которые поступили недавно. Оценивают работу детского дошкольного учреждения по показателю заболеваемости деток в первый месяц их пребывания. По результатам этих данных проводится консилиум и решается, как лучше провести меры по адаптации у малышей, как наполнены группы учреждения и другое.

Опасность частых заболеваний.
Часто болеющие детки - это не только медицинские, но и социальные проблемы. Родители часто болеющих деток вынуждены брать часто больничные, из-за этого работодатели терпят убытки. Если проблемы работодателей уходят на второй план, то у часто болеющих деток нарушен график вакцинации, проблемы с адаптацией у таких детей серьезнее. Происходит это из-за нерегулярного посещения садика, малыши отвыкают от группы, от детей. Как правило, у таких детей проблемы не только с дошкольными учреждениями, но и со школой. Из-за частых болезней дети часто пропускают занятия, отстают по программе.

У часто болеющих детей формируется замкнутый круг. На фоне ослабленного иммунитета ребенок часто заболевают простудными заболеваниями, эти заболевания еще больше угнетают работу по иммунной защите организма, и на фоне этого часто возникает повышенный риск развития различных осложнений.

Кроме того, часто болеющие детки имеют большие психологические проблемы, у большинства таких деток есть много комплексов, основной - это комплекс неполноценности, ребенок не уверен в себе. Такие детки не всегда могут жить активно, и часто избегают сверстников, становятся замкнутыми и раздражительными.

Если не помогать иммунной системе ребенка, то заболевания будут идти постоянной чередой и долгое время. В качестве профилактики необходимо подобрать правильное, сбалансированное питание, прогулки на свежем воздухе обязательны в комплексе с активными играми. Это основные принципы профилактики. Но в каждом случае все меры необходимо подбирать индивидуально.
Источник: http://www.stranamam.ru/article/2431670/
 
АДАПТАЦИЯ К САДИКУ. КАК ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК?




 
 (голосов: 0)
 Распечатать
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Решаем вместе
Есть проблемы с дополнительным образованием детей? С записью в кружки и секции? Расскажите об этом

мы вконтакте

Календарь знаменательных дат

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Все актуальные события
#БезопасныйИнтернет

мы вконтакте
мы в одноклассниках

Мы в социальных сетях

Почтовый адрес: 152613, г. Углич, ул. З.Золотовой, д.42
Телефон (факс): (48532) 5-05-11 (приемная),
5-31-29 (директор) E-mail : garmoniy.uglich@yarregion.ru

Директор: Удачина Марина Анатольевна