ѕароль        –егистраци€    Ќапомнить пароль?

Ќавигаци€

“елефоны "√ор€чей линии"
"√ор€ча€ лини€" департамента образовани€ ярославской области:
(4852) 31-43-45
 руглосуточно в режиме автоответчика можно оставл€ть сообщени€ по вопросам работы региональной системы образовани€, в том числе по вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организаци€х. —ообщение можно отправить также по адресу с пометкой в теме "незаконные сборы":
dobr@region.adm.yar.ru
"√ор€ча€ лини€" управлени€ образовани€ јдминистрации ”гличского муниципального района:
(48532) 5-02-45
—ообщение можно отправить также по адресу с пометкой в теме "незаконные сборы":
demidenko@uglich.adm.yar.ru

ќснова психогигиены общени€
4-03-2018, 23:29
ќснова психогигиены общени€


 огда человек говорит:
- “акой уж у мен€ характер! -он снимает с себ€ ответственность за его про€влени€...
-  ак € могу судить о своем характере! - он освобождает себ€ от самопонимани€ и самоконтрол€...
- ’арактер - это мое личное дело! - отметает претензии и попытки его коррекции...
¬ этих привычных фразах, прежде всего, позици€ безответственности, лености мышлени€, бездумность. ј ещЄ - просто недостаток знани€ и невольное подражание другим, привычка. »ногда - воинствующее невежество.
ƒети особенно легко перенимают те позиции, которые не требуют психического усили€. » прежде всего - позицию безответственности. ѕритом они (естественно!) заражаютс€ формами поведени€ от старших.  огда это затрудн€ет —таршему жизнь, он возмущаетс€:
- “ы почему такой?
ј каким же ему еще быть? яблоко от €блони...
- “ы почему такой?
ј каким же ему еще быть? яблоко от €блони...
 то из родителей смог задуматьс€ о своем характере (а стало быть, и о своем поведении), тот может стать другом своих детей. ≈сть родители (воспитатели), которым бывает достаточно "толчка" хорошей статьи, беседы, определенной информации. » тогда они задумываютс€... ’от€ бы о том, что такое характер. Ќе так уж важна точна€ научна€ формулировка. Ћишь бы вошло в сознание, что в содержании пон€ти€ "характер" главное - это отношение человека ко всему и ко всем и способы его выражени€. ¬ данной работе дл€ нас имеет значение, как относитс€ человек к люд€м и к себе и как это выражаетс€ именно в общении.
ћноголетн€€ практика медицинского психолога обнаруживает, что преобладает - увы! -то самое отношение, которое выражено в тех трех расхожих фразах о характере... ¬ бытовом общении царит стихи€. » это одна из главных причин трудностей в воспитании детей, их социальной и педагогической запущенности, их невротического развити€ и патологического формировани€ личности.
ќбщение нуждаетс€ в санации (оздоровлении). Ќеобходима повсеместна€ упорна€ просветительна€ работа, нужно нести, насаждать, укорен€ть психогигиену общени€. » начинать нужно с родителей.
 онечно, косность безответственности будет сопротивл€тьс€, и долго! ј что давалось легко?  аких трудов стоило привить люд€м хот€ бы элементарные навыки общей гигиены? ¬от и вернемс€ ненадолго к ней, чтобы лучше у€снить себе место и суть психогигиены общени€.
—лово "гигиена" сразу же вызывает образы атрибутов чистоты: мыла, зубной щетки, воды, чистого бель€... ќднако гигиена - это далеко не только чистота и не только практика сохранени€ и поддержани€ здоровь€. Ёто медицинска€ наука. ќна имеет свои научно-исследовательские институты, где изучают вли€ние факторов внешней среды на человека и разрабатывают меропри€ти€, предупреждающие возникновение болезней. » хот€ мы иногда забываем, что "гигиена" - это наука, зато нас теперь не приходитс€ убеждать в необходимости ее практических достижений. ћы даже склонны ворчать, если не заметно ее вли€ни€ в какой-то сфере нашей жизни. ћы требуем ее вмешательства в работу текстильщиков, обувщиков, строителей... Ќаша досада перед закрытой дверью столовой или магазина см€гчаетс€ при виде таблички "ѕрофилактика" или "—анитарный день". ¬се пон€тно: это делаетс€ дл€ оздоровлени€ места, т. е. дл€ предупреждени€ возможных заболеваний, дл€ устранени€ их причин. Ќадо!
√игиена прочно вошла в нашу жизнь на производстве†- через службу техники безопасности и охрану труда, через профилактории и целые комплексы "кабинетов" в стенах предпри€ти€, где человеку не дадут заболеть или разболетьс€. Ѕолее того, теперь уже не в диковину и комната психологической разгрузки на предпри€ти€х.
≈сть и так называема€ психогигиена - отрасль общей гигиены. «адача психогигиены - формировать и поддерживать нервно-психическое здоровье. ќна тесно св€зана с психопрофилактикой (это предупреждение конкретных психических расстройств) и с психотерапией (а это - целенаправленное лечебное воздействие на психику помимо лекарств).
”пом€нутые комнаты психологической разгрузки служат цел€м психогигиены и выполн€ют одну из ее конкретных задач, а именно: за 10-15 минут пребывани€ в этой комнате достигаетс€ освобождение человека от накопившегос€ нервно-психического напр€жени€.  аждый, кто получил хоть один сеанс "психологической разгрузки", становитс€ убежденным ее сторонником.
¬ насто€щее врем€ внедрение психогигиены в трудовую де€тельность не составл€ет проблемы, тем более что у врачей и психологов везде наход€тс€ отличные помощники - очень компетентные любители, которых вполне можно назвать мастерами аутотренинга и "комиссарами" психогигиены.
—реди разделов психогигиены наиболее важным дл€ всех воспитателей €вл€етс€ психогигиена общени€. Ётот раздел требует особого внимани€. Ёта отрасль психогигиены, не утрачива€ своего значени€ как медицинской науки, настолько близко подошла к психологии, что в психиатрических учреждени€х получила прописку именно в кабинете психолога, в зоне его компетенции. Ёто потому, что закономерности общени€ и способы его сознательной регул€ции рассматривает именно психологи€. “огда что же здесь от медицины?
ѕрежде всего - принцип "Ќе вреди!". Ќе вреди нервно-психическому здоровью человека, группы, общества.  роме того, та информаци€, на которой базируетс€ этот принцип, относитс€ к медицинской психологии. ј медицинска€ психологи€ многое вобрала в себ€ из неврологии и психиатрии.
ѕсихогигиена общени€, как и психогигиена вообще, может приобретать различные акценты и профили в зависимости от области своего приложени€. Ќапример, приложением психогигиены общени€ к работе медицинских учреждений €вл€етс€ врачебна€ деонтологи€ - наука о врачебной профессиональной этике. «десь тот же принцип "Ќе вреди!", но его базисна€ информаци€ имеет медицинский профиль, хот€ и остаетс€ в компетенции психолога. Ёто наука о нормах поведени€ медперсонала в общении с больными. ѕриложение психогигиены общени€ к работе воспитателей - педагогическа€ деонтологи€.  онкретные положени€, нормативы и правила деонтологии определ€ютс€ спецификой учреждени€, профессии. Ќо везде они подчинены принципу "Ќе вреди!".
Ётот принцип не может быть ограничен рамками учреждений, так как в санации (оздоровлении) нуждаетс€ вс€ сфера общени€.
 аждый современный человек (особенно городской) общаетс€ с неисчислимым многообразием человеческих индивидуальностей, и кажда€ личность - это целый мир. ѕоэтому сфера общени€ чрезвычайно сложна. ќна св€зана абсолютно со всеми сторонами человеческой жизни. ќбщение взрослых людей с человеческим детенышем делает его человеком. ¬ сфере общени€ формируютс€ ценностные и другие ориентации человека. —фера общени€ - самый мощный источник тех факторов, которые определ€ют наше психическое состо€ние, вплоть до нервно-психического здоровь€ и его нарушений...
ѕомимо психогигиены, существует ли в сфере общени€ ина€ нормативна€ регул€ци€? —уществует.
 акие оруди€ социального контрол€ ее выполн€ют?
ѕрежде всего - право, т. е. установленные государством правовые нормы поведени€ людей. ¬озведенна€ в закон вол€ большинства народа в нашей стране запрещает такие формы поведени€, которые причин€ют вред обществу и его членам. Ќо юридические учреждени€ никогда не смогут обеспечить достаточной нормализации сферы общени€. «аконам "написанным" недоступен контроль над каждым поступком и словом.
≈сть и другой вид социального контрол€ над сферой общени€: нравственно-этический.  аждое действие и каждое слово человека (менее строго - почти каждое) в различной степени способствует либо добру, либо злу, приносит либо пользу, либо вред. ƒаже бездействие и безде€тельность имеют свой знак. ¬се это может подвергнуть своей оценке в соответствии со своими ценност€ми самый чуткий контролер - моральное или нравственное сознание. ¬ нем отражаетс€ исторический опыт всего человечества за многие тыс€челети€ плюс специфика данного общества и данного времени. » преломл€етс€ этот опыт в нравственные оценки и требовани€ к себе и социальной действительности. ћораль, как особа€ форма общественного сознани€, €вл€етс€ одним из важнейших регул€торов взаимоотношений людей в обществе.
¬ качестве синонима нравственной, моральной практики нередко употребл€ют слово "этика", тогда как этика - это прежде всего учение, наука о морали, ее теори€. ќднако эта наука, кроме задач теоретических, имеет важную дл€ нас область социально-практического приложени€ - это проблемы нравственного воспитани€ человека.
Ќравственность никогда не выступает сама по себе. ќна всегда про€вл€етс€ в чем-то и не ограничиваетс€ какой-то определенной сферой €влений. ѕоэтому дл€ нравственного воспитани€ могут быть использованы любые обсто€тельства, тем более в сфере общени€.
ѕередача нравственного опыта реализуетс€ через взаимодействие личностей прежде всего как заражение, подражание, внушение. “ем же путем передаетс€ и безнравственность. ќна не требует усилий, с которыми сопр€жено "положительное" нравственное воспитание. ≈е заразительность возрастает в услови€х сниженной благожелательности и отрицательного эмоционального фона общени€.
–итм современной жизни, особенно в больших городах, все ощутимее нагнетает такое напр€жение, в котором слишком легко возникает отрицательное эмоциональное возбуждение. ¬ местах наибольшего вынужденного скоплени€ людей, где сталкиваютс€ интересы и прит€зани€, в очеред€х, между стиснутыми телами пассажиров городского транспорта особенно чувствуетс€ взрывоопасна€ эмоциональна€ напр€женность. ќна прорываетс€ в конфликтах.  онфликты - в сфере обслуживани€, на работе, дома . ¬ этой стихии общени€ каждый защищаетс€ как может; кто-то реактивной готовностью к ответному удару, к едкой колкости - лишь бы больнее!  то - уходом в мир грез, кто - равнодушием, цинизмом...
Ќервно-психическа€ выносливость человека снижаетс€. ¬ последние годы возрастает количество заболеваний неврозами. Ќеобходимость санации сферы общени€ слишком убедительна дл€ нас, медицинских психологов.
¬ самой практике общени€ выражаетс€ така€ высока€ степень органической св€зи между этикой (моральной практикой) и психогигиеной общени€, что трудно заметить, где кончаетс€ одна и начинаетс€ друга€. —облюдение принципа "Ќе вреди!" совпадает с положительным знаком нравственности, т. е. служит добру. Ќарушение этого принципа психогигиены всегда открывает шлюзы зла. “. е. сама психогигиена общени€ (и наука, и практика), наход€сь на службе охраны нервно-психического здоровь€, вместе с тем способствует нравственному контролю.
Ѕез психогигиены общени€ (без ее принципа "Ќе вреди!" и без ее информации о психологических закономерност€х общени€) моральна€ практика может совершенно неожиданно обрести отрицательный знак (человек, полага€, что делает добро, порождает зло или при видимом соблюдении правовых норм другому человеку приноситс€ вред). Ќесоблюдение принципа "Ќе вреди!" в конечном итоге служит одной из основных причин многих сердечных заболеваний и нервно-психических расстройств.
—облюдение правил психогигиены общени€ - один из важнейших путей психологической помощи и непременное ее условие.†
—амый главный принцип общей психогигиены - "Ќе вреди!" - €вл€етс€ базисным и в психогигиене общени€. ¬се ее правила так или иначе основываютс€ на этом принципе.
—амое первое правило психогигиены общени€ содержит требование - подчинить все свое поведение этому принципу.
¬торое правило €вл€етс€ продолжением первого: всем своим поведением (и информационным в том числе) способствовать распространению этого принципа и формированию самоконтрол€ в сознании людей.
“ретье правило требует способствовать всем своим поведением ликвидации последствий нарушени€ этого принципа среди окружающих.
Ќравственное воспитание наших детей удобно сочетать с формированием в их сознании этого принципа и усвоением этих самых основных правил. „ем раньше они организуют поведение человека, тем выше будет уровень его нравственного сознани€ и ответственности, тем гармоничнее и полноценнее он будет как член общества.
Ќо чтобы реализовать эти правила в повседневном поведении детей, необходимы взрослые с сильным положительным моральным характером, чтобы они могли вызвать непроизвольное стремление им подражать. ќднако утвердить принцип "Ќе вреди!" в сознании взросших людей†- пр€мо скажем - трудно! «десь нужен и самоконтроль, и самокритичность, и альтруизм. ƒопустим, что можно не брать в расчет людей с антисоциальными склонност€ми. ƒопустим, что в этом плане можно игнорировать ту часть общества, где укоренилось глубоко потребительское отношение к жизни и к люд€м. ƒаже та часть общества, котора€ обладает достаточной степенью нравственного сознани€ или претендует на него, - даже эти люди перестраиваютс€ с трудом. » дело не только в том, что самоконтроль развиваетс€ постепенно. —амокритичность всегда требует большого мужества, честности. ћало того, человеку, уже утомленному работой и многочисленными об€занност€ми по отношению ко многому и ко многим, предлагают еще один вид долженствовани€, еще какую-то об€занность! "» без того света беглого не видишь, дл€ себ€ не живешь...  акие-то еще правила!"; "ј € и так не врежу!"
Ѕез этого ворчани€, без внутреннего и без внешнего сопротивлени€ принцип "Ќе вреди!" среди взрослых могут прин€ть только люди, достигшие высокого уровн€ нравственного сознани€ и зрелой самокритичности. ¬от почему при подведении к этому принципу целесообразнее адресоватьс€ прежде всего к самым альтруистическим натурам, к самым отзывчивым и к тем, кто склонен и имеет основани€ относить себ€ к ним. „еловеку с преобладанием положительных черт "морального характера" было бы неловко перед другими не прин€ть этот принцип.  ому же хочетс€ выгл€деть хуже других?!
—амое трудное - преодолеть внутреннее сопротивление. ќно преп€тствует воспри€тию психологической информации, необходимой дл€ выполнени€ правил. ќднако нередко сама эта информаци€ помогает его преодолеть.
 акой должна быть эта информаци€?
ѕрежде всего, она не должна отпугивать внешншм наукоподобием и не должна обремен€ть воспри€тие избыточными теоретическими положени€ми. („еловек, интересующийс€ наукой, найдет и сам то, что ему нужно.) Ќаучные сведени€ и психологические закономерности лучше всего прив€зывать к непосредственному опыту адресата (читател€, слушател€). Ёто подключает и активизирует его собственную мысль, развивает наблюдательность и тем самым способствует развитию самоконтрол€. ‘орма изложени€ этих сведений может быть любой, лишь бы она облегчала их воспри€тие.
ѕредлагаема€ в данной работе информаци€ содержит лишь остов самых необходимых положении. »так.†
ѕсихологическа€ информаци€.
1. ћожет ли человек в состо€нии обиды, гнева, раздражени€ и т. п. что-нибудь созидать, выполн€ть целенаправленные мыслительные операции, делать добро? Ќет. ≈му хочетс€ что-то отбросить, швырнуть, сломать, см€ть, разорвать, разрушить, чтобы дать выход отрицательному эмоциональному напр€жению. ¬ общении он "срывает зло" на первом попавшемс€, распростран€€ это зло вокруг себ€, заража€ им окружающих. »менно к этому сводитс€ вс€ де€тельность человека, наход€щегос€ во власти такого состо€ни€.
ј что способен сделать человек, наход€щийс€ во власти зависти или ревности? ќни могут поработить человека настолько, что он становитс€ непереносим дл€ близких. ¬се эти эмоциональные состо€ни€ потому и считаютс€ отрицательными, что они снижают уровень жизнеде€тельности и обладают огромной разрушительной силой. (—удебно-психологическа€ экспертиза часто вы€вл€ет состо€ние аффекта как причину преступлений. јффект - это кратковременна€, но очень интенсивна€ вспышка, в которой разр€жаетс€ эмоциональное напр€жение.)
—ейчас оставим в стороне формы благородного негодовани€ и народного гнева, необходимые в борьбе с про€влени€ми угнетени€ и бесчеловечности. —ейчас речь идет о другом уровне, другом качестве отрицательных эмоций, где не остаетс€ места благородству, где опрокидываютс€ нравственно-этические установлени€, где сужаетс€ способность сознани€ руководить поведением человека. ѕринцип "Ќе вреди!" требует бдительности прежде всего к таким состо€ни€м - у себ€ и у других. » тем более в присутствии детей и подростков, в общении с ними. ¬зрослые ошибаютс€, полага€, что их эмоциональна€ распо€санность не отражаетс€ на дет€х. ƒаже эпизодические состо€ни€ аффективной напр€женности у родителей снижают уровень жизнеде€тельности у детей. ѕритом дети усваивают те формы поведени€, которые преобладают в их окружении и которые оставл€ют наибольший след.
ѕо просьбе одной матери пришлось посмотреть ее трехлетнего сына у них дома. ќн сидел в углу. » когда мать наклонилась к нему: "—аша, к нам хороша€ тет€ пришла!" - малыш выслушал это с тупым выражением, а потом вдруг нахмурил брови, сжал кулаки и затр€с ими на уровне своего лица. "”-у!" ћать, заплакав, повернулась ко мне: "¬едь он давно уже хорошо говорит, но уже второй день вот так..."
¬ы€снилось, что недавно ребенок был свидетелем крупной ссоры между родител€ми, в которой не обошлось без кулаков. "ћуж настолько обнаглел со своей ложью, что € дала ему пощечину. “огда он пустил в ход кулаки... Ќикогда не думала, что до этого дойдет. » —аша все это видел. Ќо он как будто ничего, не испугалс€, не заплакал даже.. “олько позднее - наклон€юсь к нему, а он смотрит, как будто на чужую, вот как сейчас. я ему. "—ашенька, ты что?!" ј он "”-у!" - и кулаками тр€сет.."
Ќе испугалс€?  ак бы не так! ќт потр€сени€ увиденным и услышанным у ребенка возникло состо€ние заторможенности психических процессов, в том числе и речи. ќсталось только автоматическое включение жеста угрозы как реакци€ на любой раздражитель. Ётот жест, по словам матери, был точным повторением ее жеста, когда она в бессильном гневе кричала мужу что-то, и там было "”-у!"
–ебенок был выведен из этого шока, но последстви€ остались: у него нарушена способность к активному (сознательному) торможению, он труслив, цепенеет от страха, особенно перед старшими, но никакой страх не удерживает его отнарушени€ запретов - дома и в школе.
” каждого возраста сво€ специфика реагировани€, независимо от врожденных особенностей отдельного ребенка.
“ам, где скандалы имеют хронический характер, у большинства детей снижаетс€ психическа€ выносливость, а у некоторых отмечаетс€ эмоциональна€ тупость и снижение интеллектуального потенциала.
2. ¬сем известно, насколько легче испортить человеку хорошее настроение, чем восстановить его. ƒело в физиологическом механизме этих процессов и состо€ний. ќтрицательные состо€ни€ поглощают огромное количество биохимических резервов организма. » дл€ восстановлени€ положительного эмоционального состо€ни€ необходима компенсаци€ растрат... Ёто требует времени! ј тем временем создаетс€ цепна€ реакци€ заражени€ других людей раздраженностью, нервозностью...
ќтрицательные эмоциональные состо€ни€ можно назвать агрессивными: они легко переход€т от одного человека к другому, легко захватывают и долго не отпускают. ƒаже такие, казалось бы, "безобидные" состо€ни€, как скука, уныние и депресси€, тоже можно назвать "агрессивными": человек, наход€щийс€ в их власти, хот€ ему и т€гостно его состо€ние, тер€ет побуждение искать из него выход! »х вли€ние испытывают на себе и другие люди, контактирующие с этим человеком. „то уж говорить о взрывоопасном характере нервозности! ¬от почему отрицательные эмоциональные состо€ни€ одного человека, когда он вступает в контакт с другими людьми, п е р е с т а†ю т быть только его личным делом, т. е. перестает быть личным делом то, как относитс€ человек к другому человеку, как он это выражает. (» потому считать свой характер своим личным делом - заблуждение.)
3.  огда человек совершает преступление в состо€нии физиологического аффекта, суд может учесть это как см€гчающее вину обсто€тельство, но не освобождает от ответственности. ƒаже если человек не знал этого закона! ¬ыходит, нужно, чтобы человек знал, чтобы он стремилс€ знать меру своей правовой (юридической) и любой другой ответственности не только за свои действи€, но и за про€влени€ своих чувств и состо€ний.
ћало того. ќчень многие люди уже осознали свою ответственность и за самые свои чувства, даже и не выраженные вовне. ќтрицательные, недобрые чувства, вплета€сь в сложную иерархию мотивов поведени€, могут отрицательно сказатьс€ на судьбах многих людей - и не только у человека, занимающего руковод€щее положение.
ƒети особенно подвержены воздействию €вных и скрытых отрицательных чувств у своих родителей. „еловек, который живет с недобрыми чувствами, рано или поздно неизбежно расплачиваетс€ за это, и чаще всего благополучием своих детей: либо страдает их физическое здоровье, либо - чаще нервно-психическое, либо трудна социальна€ адаптаци€, либо поведение становитс€ €вно асоциальным и т. п. » на самом отношении младших к старшему будет та же т€жела€ печать (недоверие, обида, непри€знь, доход€ща€ до ненависти и желани€ смерти родител€).
4. „еловек, осознавший меру своей ответственности за свои чувства и эмоциональные состо€ни€, становитс€ намного сильнее: он перестает быть их рабом. ќн может теперь научитьс€ быть их хоз€ином. ќн приближаетс€ к постижению мудрости. ћудрость недоступна человеку, не умеющему обуздать свои чувства. "—ердцу не прикажешь" -так говорит тот, кто пока еще и не пытаетс€ пон€ть, как достигаетс€ власть над своим "сердцем", над миром своих чувств. ќбуздание чувств не угрожает эмоциональным оскудением, но дает силы дл€ преодолени€ психологических трудностей любого рода и дл€ защиты от отрицательного воздействи€ извне.
»нформаци€ к прин€тию ответственности.
”ровень осознани€ своей ответственности у людей не одинаков. ” кого он выше, те быстрее воспринимают
принцип "He вреди!" Ќо к другому уровню ответственности в большинстве случаев приходитс€ искать подходы.
ј. ¬ качестве "мостика" к новому уровню ответственности можно использовать наиболее актуальные личные проблемы, которые возникают у многих людей в сфере общени€. Ќужно, чтобы человек хоть раз почувствовал радость победы над стихией общени€, радость овладени€ ситуацией через включение сознательного контрол€, прежде всего, над своим поведением.
Ќапример, дл€ многих актуальной €вл€етс€ така€ проблема - как предотвратить очередную бытовую ссору или очередной семейный скандал. ѕоскольку ситуации у всех людей различны, дать универсальный рецепт на все случаи невозможно. ѕритом если человек учитс€ сознательной регул€ции своих отношений, то мало ему будет толку от бездумного выполнени€ готовых рецептов. ≈му необходимо знание психологических закономерностей. » потому можно предложить следующую информацию.
1. ¬ ссорах и скандалах никто никогда ничего не может доказать. ("≈му разве что-нибудь докажешь?!" - это в равной степени относитс€ к каждому участнику ссоры. ) ѕричина: отрицательное эмоциональное воздействие блокирует способность принимать, соглашатьс€, учитывать, понимать, т. е. блокируем работу мысли. 3начит, и незачем пытатьс€ доказать что-то человеку, наход€щемус€ в состо€нии отрицательного эмоционального возбуждени€.
2. Ќужно, чтобы дл€ начала хот€ бы один из участников ссоры усвоил вышесказанное. ≈сли человек это усвоил, то ему легче выработать в себе отказ от ссоры, т. е. сознательно сформировать в себе установку на упорный, стойкий отказ. ≈сли человек сумеет реализовать этот отказ, не даст вт€нуть себ€ в ссору, у него возникнет радость победы над хаосом, радость чувства самообладани€. «начит, это достижимо! “олько нельз€ пускать это на самотек.
3. ¬се скандалы имеют очень напр€женный тон. ќтрицательное эмоциональное возбуждение быстро захватывает обоих участников, если ни один из них не склонен пресечь конфликт. ¬заимные реакции участников такого "диалога" только подливают масла в огонь. ќтрицательное эмоциональное возбуждение одного человека никогда не сможет уменьшить такое же озбуждение у другого, они только взаимно подкрепл€ют друг друга. „тобы погасить отрицательное эмоциональное возбуждение, необходимо прекратить его подкрепление.  ак говоритс€, "кто умней, тот замолчит первым". —тоит кому-то из двух выйти из конфликта, замолчать, скандал может прекратитьс€.
4. ќн прекратитс€, если молчание будет игнорировать сам факт ссоры, само отрицательное возбуждение партнера, как если бы ничего этого не было! Ќо если молчание окрашено издевкой, злорадством и вызовом, оно может подействовать как красна€ тр€пка на быка...ћолчание не должно быть обидным дл€ партнера.
5. —сору можно прекратить, спокойно выйд€ из комнаты. Ќо если при этом хлопнуть дверью или перед уходом сказать что-то обидное, можно вызвать аффект страшной разрушительной силы. Ќам известны трагические случаи, вызванные именно оскорбительным словом "под занавес" ("Ћишь бы мой верх!").
6. ≈сли партнер склонен рассматривать ваш отказ от ссоры как капитул€цию, лучше уж не опровергать этого.
“. е. позици€ отказавшегос€ от ссоры должна исключать полностью что бы то ни было обидное и оскорбительное дл€ партнера, чтобы ничто не подкрепл€ло его отрицательного эмоционального возбуждени€. ѕобеждает не тот, кто оставл€ет за собой последний раз€щий выпад, а тот, кто сумеет пресечь скандал, не дать ему состо€тьс€.  ак же иначе учить детей сохран€ть мир?
Ѕ. ƒети перенимают наше отношение к ссорам и скандалам. » к миру. ¬ойну может победить только отказ oт войны. Ќужно учить детей отказыватьс€ от ccop.ј это достигаетс€, прежде всего, силою собственного примера взрослых.
1. ƒети уважают силу. ќни, как правило, чувствуют и силу и слабость. »х трудно ввести в заблуждение. »стеричность поведени€ старших, возмущенные выкрики, драматизированные монологи и угрозы - все это
принижает их в воспри€тии детей, делает их непри€тными, но никак не сильными (так же как заискивание и задабривание: из них дети извлекают выгоды, но за это напрочь отказывают в уважении).
2. Ќичто так не передает ощущение силы личности, как невозмутимое, спокойное дружелюбие. ќно может
стать щитом дл€ взрослого, которым он ограждает себ€ от отрицательного эмоционального воздействи€ со стороны подростка (ребенка), и орудием воздействи€ на него.
3. ѕравильное поведение можно вызвать только правильным поведением. ¬се способы поведенческих реакций и формы поведени€ детей обусловлены и переданы поведением взрослых.
¬ детское отделение нашего диспансера часто поступают подростки с неправильным поведением.  огда нужно провести психологическое обследование, € сама иду в отделение за своим испытуемым. ≈сли он поступил недавно, то чаще всего перва€ встреча с ним непри€тна: обычно он склонен к непристойности, кривл€етс€ и вихл€етс€, обижает младших, грубит санитаркам и медсестрам.  огда его окликают, застав за очень неблаговидным зан€тием, он не выражает никакого смущени€, но готов к агрессивной защите. ¬се это мне хорошо видно, но € игнорирую все эти про€влени€. ќбраща€сь к нему так, как если бы он был очень уважаемым человеком, задаю ординарные вопросы "¬аша фамили€?.. »м€?.. —колько вам лет?.. “олько четырнадцать? ¬ таком случае вы не возражаете, если буду говорить вам "ты"?'"
  этому времени все привычные ему способы самовыражени€ "повисают в воздухе" - они остаютс€ мною "незамеченными", не получают подкреплени€, так как € совершенно не реагирую даже на его откровенное хамство - пропускаю мимо ушей. ћало того, упорна€ учтивость старшего совершенно не привычна дл€ него и вызывает замешательство, растер€нность. ѕока мы с ним идем нашими коридорами и лестницами к кабинету, он уже больше не кривл€етс€ ...
¬о врем€ "зан€тий" его обволакивает корректное про€вление моей искренней благожелательности с оттенком уважени€.  огда он недостаточно хорошо справл€етс€ с заданием, ему неловко, его глаза начинают "бегать", т€желеют губ€ и щеки. »ногда он криво улыбаетс€... —покойное деловое замечание воспринимаетс€ им с заметным облегчением...
¬ продолжение двух часов он - впервые в жизни! - почувствовал себ€ р€дом со взрослым человеком тоже человеком! јтмосфера спокойного дружелюби€ обезоружила его, лишила его потребности утверждатьс€ его обычными способами, так как он и без того был объектом внимани€. ”важительного!  огда € провожаю его в отделение, он спрашивает: "ј еще будем заниматьс€?" ≈го мимика и интонации совсем не напоминают того "паршивца", каким € его увидела два часа назад, и ему хочетс€ оп€ть прийти.  онечно, двухчасовое общение в корректных тонах не обеспечивает прочности только что приобретенных новых форм поведени€, особенно если ребенок возвращаетс€ в ту же среду, откуда вз€т. Ќо когда через два-три дн€ € снова захожу за ним и вижу его участником некрасивой возни, он краснеет! ≈му очень хочетс€, чтобы € не видела этого! ≈му стыдно! » € - "не вижу"...
ѕо опыту многих лет общени€ с детьми и подростками знаю, что спокойствие и выдержка - самый надежный щит дл€ нашего самочувстви€ и достоинства. ј корректное, т. е. благожелательное и уважительное, обращение с младшим - те "леса", которые охран€ют и выпр€мл€ют его психику. (Ќапоминаю, что антисоциальное, противоправное поведение подростков требует особой стратегии воздействи€, что не входит в компетенцию автора.)
¬. ≈сть люди с повышенной возбудимостью, которые очень легко вступают в конфликт и никак не могут остановитьс€. »м труднее, чем другим, развить в себе самоконтроль, но можно. Ќельз€ "ставить крест" на таких люд€х. ƒаже тех, у кого патологи€ характера бесспорна, закон не освобождает от ответственности, они вполне дееспособны и вмен€емы, т. е. им тоже доступен сознательный самоконтроль. Ќо дл€ их подведени€ к нему требуетс€ больше времени и терпени€.
¬ различной степени, но каждый характер доступен целенаправленному вли€нию. Ќо как вли€ть?
1. ≈сли человеку посто€нно указывать на отрицательные стороны его характера, попрекать его ими, это не помогает, а только мешает развитию его самоконтрол€, самокоррекции. Ќапоминание об отрицательных сторонах характера обычно вызывает их, провоцирует их про€вление - такова сила слова! «начит, чтобы неуравновешенные и склонные к конфликтам люди про€вл€ли себ€ более благопри€тным образом, с ними следует обращатьс€ корректно, со спокойной благожелательностью, с выражением миролюбивой, но убедительной силы. ƒлительное пребывание в таком режиме общени€ помогает приобретению благопри€тного поведенческого опыта, т. е. правильных форм поведени€.
«аслуга нe в том, чтобы вывести человека из себ€, а в том, чтобы помочь ему обрести чувство уважени€ к себе. (ƒаже психически больные - с выраженными нарушени€ми мышлени€, эмоционально-волевой сферы и патологией мотива - могут вести себ€ достаточно правильно в услови€х корректного с ними обращени€!)
2. ƒл€ развити€ сознательной регул€ции у людей с повышенной возбудимостью и легкоранимых более всего подходит в качестве "мостика" мотив самозащиты. Ётот мотив можно использовать и в подходе к тем, у кого пока еще невысок уровень ответственности. Ќужно, чтобы им предлагал эту работу над собой тот человек, который уже имеет на этих людей некоторое вли€ние, кто уже своими нормами обращени€ с ними вызвал у них ответную благожелательность и доверие. »м очень трудно прин€ть позицию": "Ќе вреди!" - у них повышена склонность к эмоциональному реагированию, более выражена эмоциональна€ зависимость. »х слишком многое задевает. "ћен€ бьют, мне больно, а € же еще и "не вреди!" - им кажетс€ обидным само предложение этой позиции. ¬от и можно предложить им научитьс€ защищатьс€ от вредоносных эмоциональных воздействий.
¬ качестве информации можно использовать и приведенные выше положени€, и нижеследующие.
а) —уществует два вида сознательного самоконтрол€: контроль регистрирующий и контроль регулирующий.
 онтроль регистрирующий выражаетс€ в том, что человек, вид€ и слыша все, что происходит вокруг него, одновременно отмечает и собственные действи€, "регистрирует" и фиксирует их в своей пам€ти. Ќа этом основываетс€ способность "давать отчет в своих действи€х" (юридическа€ формулировка).
 онтроль регулирующий выражаетс€ в способности человека руководить своими действи€ми, подчин€ть свои поступки своему представлению о том, как нужно вести себ€ в соответствии с законом и требовани€ми морали. — 14-летнего возраста человеку уже вмен€етс€ в об€занность не только отдавать отчет в своих действи€х, но и руководить ими. ¬ любом возрасте, начина€ с 14 лет, человек об€зан законом помнить о своей ответственности, а значит, и развивать свой сознательный регулирующий самоконтроль.
б)  огда в стрессовых (особо напр€женных) ситуаци€х у человека возрастает эмоциональное напр€жение, способность к сознательному самоконтролю может снизитьс€. „еловеку становитс€ труднее руководить собой, т. е. снижаетс€ регулирующа€ функци€ сознательного самоконтрол€. ¬ то же врем€ может сохран€тьс€ функци€ регистрирующа€: в пам€ти сохран€ютс€ все обсто€тельства ситуации, последовательность событий и собственные действи€, иногда в мельчайших детал€х, а иногда в несколько стертом, фрагментарном виде.
ѕоскольку ничто не освобождает дееспособного человека от ответственности за его действи€, необходимо укрепл€ть и развивать в себе способность к регулирующему, сознательному самоконтролю.
в) ƒл€ этого надо сначала позаботитьс€ об этом, захотеть этого, укрепить в себе сознательную установку на это.
ќдин из наших больных (из отделени€ неврозов) придумал такой способ: он написал на листке плотной бумаги €ркими буквами слово "—амоконтроль!!!" и поместил его р€дом с зеркалом, перед которым брилс€ по утрам. Ёту бумажку он обновл€л каждую неделю, варьиру€ напоминание, в зависимости от замеченных за собой срывов и очередных проблем: "ѕомни: в п€тницу на ковре у главного - видеть и слышать!"; "¬ диалоге - смотри на себ€ со стороны!"; "Ќе спеши реагировать!"; "¬ключи тормоз!"; "ƒержи паузу!" и др.
г) ”крепить эту установку (развить в себе сознательный самоконтроль) помогает мысль о психологической "выгоде", о преимуществах, которые он дает. ќн поможет не только избежать поступков предосудительных и наказуемых. ќн поможет сохранить хорошее самочувствие, самоуважение и даст радостное ощущение эмоциональной свободы, независимости от любой ситуации, от любого лица. „еловек сможет в любой момент включить в себе защиту от воздействи€ чужого раздражени€, обиды и даже оскорблени€.
д) —ам "механизм защиты" основываетс€ на следующей закономерности: отрицательное эмоциональное возбуждение усиливаетс€, если получает подкрепление. ѕодкреплением дл€ него €вл€етс€ эмоциональное реагирование именно на это отрицательное эмоциональное возбуждение. Ќе получив подкреплени€, оно затухает.
«начит, наше внимание должно быть направлено на что угодно, но только не на эмоциональные про€влени€ человека-стрессора. „тобы внимание не фиксировалось на том, что нас задевает, нужно его сознательно распредел€ть на многие (как можно больше!) предметы, попадающие в поле нашего зрени€.
—итуации не могут повтор€тьс€ в точности. Ќо можно выделить в них, как в мини-спектакле, зав€зку, кульминацию и разв€зку. » даже пролог: допустим, это известие о том, что вас вызывают куда-то, где вас обычно ожидают психологические трудности и непри€тности. ћожно сказать себе: "Ёто не смертельно! ѕереживем!" » можно пропеть известное из кинокомедии: "ј нам все равно!.." - и старатьс€ отчетливо видеть все предметы, которые попадают в поле зрени€ по дороге туда. ќбычно агресси€ отрицательных эмоций больше использует наш слух. ѕоэтому следует фиксировать внимание не на слуховых ощущени€х, а на зрительно воспринимаемых объектах. “ак мы готовим хороший "противовес", "громоотвод". » думать по дороге нужно только о том, что перед глазами, т. е. нужно не просто смотреть поверхностно скольз€щим взгл€дом, нужно активно рассматривать, увидеть!
» вот мы перед дверью - той самой... Ќу и что? ƒверь как дверь. ¬от ручка, вот табличка. јх да, очередь. Ќу и подождем!.. ћожно рассматривать очередь, стены, пол - что угодно! Ќе допускать представлений о том, что ожидает! Ќе пытатьс€ проигрывать заранее всевозможные варианты сцены. Ќужно готовить активность прежде всего зрительного внимани€. ѕеред входом - не задерживатьс€, открывать дверь, не дав себе ни мгновени€ на колебани€. » с порога! - ”видеть! - “ам! -  ак можно больше! » "≈го" ("≈е")†-†тоже! Ќе опускать глаза и голову, это сразу делает нас у€звимыми. Ќужно видеть лицо и глаза нашего "стрессора".» когда начнетс€ диалог, надо продолжать видеть: глаза, черты лица, одежду, фон, обстановку...„ем больше предметов будут отчетливо видны, тем меньше заденет вас то, что обычно задевает. » не спешить! Ќужен умеренный темп в движени€х и в речи. Ќикакой суетливости!
Ётот прием самозащиты - через развитие активного внимани€ - может быть усвоен человеком в любом возрасте.
ћного лет назад он был рекомендован мной одной пожилой учительнице Ћ. ‘. ” нее были очень т€желые взаимоотношени€ с директором школы, женщиной де€тельной, но с истерическими формами воздействи€ на "неконформных" учителей. ќни ненавидели друг друга: директор -†за то, что Ћ. ‘. по своему возрасту не могла оперативно откликатьс€ на все нововведени€ в школе, а учительница Ћ. ‘. - за посто€нные оскорбительные упреки и унижени€.
 огда € попыталась склонить Ћ. ‘. к тому, чтобы увидеть в директоре те человеческие черты, которые действительно имели место и заслуживали уважени€ и участи€, Ћ. ‘. отчужденно отодвигалась:†"ѕростите, но мне трудно разгл€деть в этой фурии те черты, о которых вы говорите. ¬озможно, они и есть, но мне их не видно за ее бесчеловечностью!" ј ведь Ћ. ‘. была и умна, и добра, и способна к самоотверженности...
“огда € предложила ей защищатьс€ указанным выше способом. Ќесколько мес€цев спуст€ Ћ. ‘. сообщила, что отношени€ с директором у нее наладились. ¬ первую же встречу она добилась перелома в самом тоне общени€. ¬последствии был срыв, когда Ћ. ‘. утратила "сторожевой пункт", т. е. перестала следить за своим вниманием. Ќо потом свой контроль она восстановила.
Ѕдительность, т. е. посто€нное освежение своего контрол€, его возобновление, необходима!! Ѕеспечность и успокоенность в этом плане часто привод€т к срывам.
Ѕесхитростный этот прием освоен очень многими людьми. ¬се они впоследствии сообщали, что человек-стрессор непременно реагировал на внезапную перемену в поведении. ≈ще бы! ¬место признаков непри€зни и готовности к вспышке - перед ним воплощение спокойного молчаливого внимани€! ѕритом сознательно сохран€емое спокойствие всегда €вл€етс€ про€влением силы духа и потому дает огромное преимущество его хоз€ину. ¬от почему оно обладает большой силой воздействи€. Ќо это при условии, что молчание и спокойствие будут корректными, т. е. без признаков иронии, издевательства и непри€зни.
“емп речи и движений также играет значительную роль. ƒл€ сн€ти€ и предупреждени€ отрицательного эмоционального возбуждени€ нужен темп неторопливый, движени€ собранные, ненав€зчивые.
¬ диалогах, когда "стрессор" упрекает, его можно обезоружить признанием, что его упрек справедлив. ≈сли действительно был с нашей стороны какой-то повод дл€ упрека или замечани€, то признание своей вины обезоруживает обвин€ющего. —тремление опротестовать любой упрек, любое замечание или нарекание непременно вызывает раздражение у любого руководител€, а у менее сдержанного тем более.
√. ≈сть легкоранимые люди, которые кажутс€ слабыми до тех пор, пока они наход€тс€ в положении зависимости от более сильной личности.  огда такие люди вынуждены поддерживать слабого, помогать ему в преодолении психологических трудностей, они сами перестают быть слабыми.
¬ нашей индивидуальной работе с больными мы часто обращаемс€ почти к каждому из них с просьбой помочь нам вовлечь определенных людей в заданные упражнени€, научить какому-то "тренировочному" виду де€тельности, дать конкретно-ситуационное поручение. ¬ каждом отделении бывают больные, которым нужно дополнительное внимание, а времени у медперсонала на это нет. “ак что нужда в помощи вполне реальна€. ѕоручени€ подбираютс€ с таким расчетом, чтобы их выполнение принесло наибольшую пользу "порученцу" и его "подшефному".
Ѕольна€ ƒ. Ќ. - тиха€, скромна€ женщина, 40 лет, замужем, двое детей. ќна хороша€ работница, но ее начальница "гложет" ее, все ставит в упрек, даже большое перевыполнение нормы ("высовываешьс€"). ≈ще с детства ей не хватало ощущени€ душевного тепла, суров был отец. » не повезло в этом отношении с мужем. ќн человек честный и пр€модушный, но неласковый. ƒома он сидит за работой, возитс€ с реб€тишками, с радиоприемниками и аппаратурой, что-то насвистывает и... "как чужой!". ƒ. Ќ. всегда печальна. ” нее вид ребенка, которого отвергли суровые родители. ј глаза обращены внутрь себ€. ≈е трудно вовлечь в беседу. Ќо если она разговорилась, то остановить ее, не обидев, тоже не просто: она жалуетс€ на мужа, на начальницу, на тоску, жалуетс€, жалуетс€ .. ѕо тому, как она говорит, чувствуетс€, что это добрый и очень неглупый человек. ѕолага€, что она уже "излилась" в достаточной мере, останавливаю ее и начинаю "выдавать информацию", котора€ помогла бы перестроить ее отношение к мужу.
- —тоит ли обижатьс€ на человека, что он чего-то не имеет?. ≈сли он не способен на большее тепло, если он не умеет быть ласковым, может быть, самой попробовать отнестись к нему как к человеку, который сам чего-то недополучил... –одительского тепла, например, ведь он же детдомовец, как и ¬ы!†
ƒ. Ќ. воспринимает информацию медленно и медленно трансформирует ее в отношени€. Ќо после трех бесед что-то уже сдвинулось, она "пон€ла" и выписываетс€ с заметным улучшением. „ерез год поступает снова, хот€ с менее выраженной невротической депрессией. ќна буквально "прилипает" ко мне. » вот тогда € объ€сн€ю ей, как нам нужна ее помощь. ѕри этом € показываю, насколько труднее, чем у нее, жизнь ее лечащего врача: у нее только что умер отец, на руках т€желобольна€ мать, которую нельз€ из-за ее болезни и тесноты вз€ть к себе, но нужно каждый день навещать ее и обслуживать, и про€вл€ть тепло, и дома ждут двое малолетних детей, которые пока еще нуждаютс€ в очень большом внимании матери, и неуравновешенный в своих про€влени€х муж. ј у самой - больное сердце. «аканчива€ этот эмоционально насыщенный перечень объективных трудностей, спрашиваю:
- ј вы хоть раз заметили, что ей плохо? „то ей очень трудно?
-Ёто не упрек. я апеллирую к ее доброте и пробуждаю задремавшую способность к сочувствию. » вдруг мо€ больна€ как бы просыпаетс€:
- я все пон€ла!
ѕоскольку она начинает краснеть, € предупреждаю возможность ее "застревани€" в позиции самобичевани€.
- ¬ам не в чем рекать себ€! ¬ам плохо - и вы идете за помощью. ƒл€ этого мы здесь и находимс€... ¬ы до сих пор не знали, что вы сильный человек и сможете справитьс€ со своими трудност€ми, как только пройдете курс общеукрепл€ющего лечени€. Ќо вам еще надо, пока ¬ы здесь, поучитьс€ быть сильной, "найти себ€". ѕомогите своему врачу!
» € объ€сн€ю, что она может сделать в отделении: указываю ей на двух больных женщин, которые особенно плохо поддаютс€ лечению и просто изнур€ют своего лечащего врача абсолютной пассивностью, отсутствием хот€ бы каких-то встречных усилий. ѕоказываю своей помощнице тонизирующие упражнени€; объ€сн€ю, как надо с этими больными разговаривать (она кивает: "ƒа так же, как ¬ы со мной!"), как преподнести все те виды рукодели€, которые им были бы полезны, и т.п.
”же через неделю ƒ. Ќ. прибегает ко мне в состо€нии светлой приподн€тости:
- ј вы знаете, они мен€ слушаютс€, они уже меньше ноют!
Ќаверное, потому, что увидели во мне самой перемену...
ј перемены, действительно, очень заметны.  уда-то исчез - совсем! - дух детской незащищенности и обездоленности. ћила€ скромность женщины осветилась активностью живого сердечного участи€. Ќо главное - ее взгл€д обрел глубину проснувшегос€ ума, постижени€ и €сность целенаправленности. ќна поделилась со мной интересными наблюдени€ми и выводами, удивительными сочетанием тонкости и основательности... ѕо своей инициативе она вз€ла "под крыло" молоденькую девушку, рано оставшуюс€ без родителей...
— тех пор прошло четыре года. –аботает она с той же начальницей. ’одит в бассейн, поет в заводском хоре, водит сыновей и мужа на прогулки в лес, в небольшие походы. ћуж мало переменилс€. Ќо ƒ. Ќ. больше не чувствует себ€ обездоленной и сама справл€етс€ со своими печал€ми. ” нее теперь есть свои "слабенькие" (сотрудницы на заводе), она помогает им стать сильными...
ѕримеры психологической помощи.
—прашивают:
-  ак успокоить человека, если плачет "на люд€х"?
- —мотр€ почему плачет. ≈сли хоронит близкого - не надо мешать ему плакать. »ногда сердобольные друзь€ и подруги при очередном приступе гор€ хватают за плечи, начинают тр€сти: "ѕрекрати сейчас же! ¬озьми себ€ в руки!" Ёто не самый лучший вид помощи. √оре требует времени. Ёто как рана, ей нужно зажить. »ли как нарыв, ему нужно вскрытьс€. Ќельз€ насильно заталкивать горе внутрь человека, если оно выплескиваетс€ в слезах.  то-то может не плакать, а кому-то это необходимо.
Ќа музыкотерапии специально подобранной музыкой вызывают повторение переживани€, чтобы "вымыть" слезами засто€вшуюс€ скорбь, очистить душу от бли и гор€. Ёто называетс€ "катарсис". ≈сли у человека есть причины дл€ слез, и он не нав€зывает их окружающим, но не может сдержатьс€, не следует одергивать и требовать: "¬озьми себ€ в руки!"
»ногда это требование только вредит. ≈сли бы человек мог вз€ть себ€ в руки, он бы это уже сделал. ≈сли невозможно устранить причину слез или как-то помочь иначе, то надо хот€ бы укрыть его отглаз присутствующих и никак не акцентировать на нем внимани€. Ќе надо добиватьс€, чтобы непременно перестал плакать, если это ему никак не мешает.
Ћюбители фразы "¬озьми себ€ в руки!" часто вызывают обратную реакцию: человеку теперь хочетс€ плакать и от обидного тона этой фразы, осуждающе-отчужденного, снисходительно-покровительственного, брезгливого...ƒаже в самом лучшем случае в ней слышитс€ упрек, неодобрение. ѕритом она не содержит того, "чем" и "как" брать себ€ в руки! Ќе надо противопостовл€ть этому человеку себ€, надо как бы "войти" в его темпоритм. ћожно сказать ему (ей) в убыстренном темпе, в ритме обеспокоенной взволнованности:
- «наю, тебе трудно, не напр€гайс€, плачь, раз уж иначе не можешь. ѕлачь! “олько при этом старайс€ услышать, чго € говорю, и отвечай мне. ¬от посмотри сюда, что это? ќтвечай быстро!
- ќкно... (продолжает плакать).
- A это?
¬опросы рассчитаны на ограниченную возможность плачущего - на ответ одним словом. ¬ продолжение минуты-двух постепенно замедл€етс€, выравниваетс€ темп вопросов и ответов. Ќеобходимость видеть и говорить снимает доминирующее аффективное напр€жение за считанные минуты, особенно, если это сочетаетс€ с ходьбой. ѕлачущему необходимо знать, что его не осуждают за слезы, что его не брос€т в беде, что ему сочувствуют. » если он при всем этом не может не плакать, но не нав€зываетс€ со своим состо€нием, тосамое лучшее - не мешать ему выплакатьс€. » все! ј когда выплачетс€, попытатьс€ вовлечь в общие дела.
≈сть люди, которые люб€т, чтобы их утешали. ѕосле нескольких попыток утешить и успокоить их они выпрашивают новые порции утешений . „тобы не подкрепл€ть их слез своим участием, не способствовать развитию плаксивости, следует с м€гкой сдержанностью отстранитьс€, оставить или замолчать, зан€вшись своим делом. ≈сли человек стар и у него есть причины дл€ слез, можно и не поскупитьс€ на слова участливого утешени€. ј если этот человек молод, то, не утрачива€ доброжелательного тона, можно внушить спокойно и властно:
- “ы сейчас успокоишьс€, потому что тебе уже выдана полна€ мера нашего искреннего сочувстви€. » плакать теперь уже некогда, дело ждет.
»ли: "≈сли тебе хочетс€ еще поплакать - мешать не будем".
»з любителей выпрашивать утешение наход€тс€ и такие, которые облегченно успокаиваютс€ после того, как на них прикрикнут со свойской суровостью: "’ватит! —лезы-то кончились, а ты все плачешь!"
¬ыбор способа помощи и степени участи€ нужно соотносить с обсто€тельствами и с характером человека.  огда ему хуже, чем окружающим, надо ненав€зчиво помочь ему делом, и сочувствием, и утешением, и возможностью "излитьс€". ј если человек уже злоупотребл€ет вниманием, хот€ причины его переживаний незначительны или уже устранены, то после вышеупом€нутых способов помощи можно прибегнуть к спокойной властности короткого, но энергичного внушени€.
¬ группе лечившихс€ от заикани€ был ¬ан€ ‘, коренастый крепыш 18 лет. ƒо выпуска оставалс€ мес€ц. ќн был зан€т в какой-то сценке. „то-то у него не получилось, и один из товарищей, не жела€ того, обидел его неосторожной репликой. ¬ан€ засобиралс€ выписыватьс€, не закончив курса лечени€. ќн ходил хмурый и, отворачива€сь, требовал выдать ему документы и вещи. ≈го уговаривали все товарищи, медсестры, логопед, врач. ¬иновник его состо€ни€ приносил ему извинени€ во всех доступных молодому парню формах. ¬ан€ был очень инертен, он "ув€з" в своей позиции обиженного и потому оставалс€ непреклонен: он складывал руки на груди и гордо отворачивалс€. ”говаривали его по многим причинам в том числе и потому, что он своей выпиской срывал интересную постановку. ј главное потому, что никак нельз€ было допустить, чтобы человек ушел обиженным.
ќднажды, выждав, когда все разошлись на зан€ти€, € надвинулась на ¬аню и, огл€нувшись по сторонам, нет ли кого (чтобы не конфузить его при посторонних), "выдала" ему проникновенно, отчетливо и полновесно:
- ѕослушайте, ¬ан€! —колько хороших людей с утра до вечера уговаривают вас, чуть не танцуют перед вами!.. ј мне бы сейчас вз€ть в руки словесную дубину да отходить вас как следует!..- » не успела € закончить фразу, как ¬ан€ широко и открыто улыбнулс€, разжал и подн€л руки кверху:
- ѕон€л! —даюсь! ”говорили! Ћюблю, когда со мной по-хорошему!..
≈сть вид психологической помощи, нелегкий, но благодарный, который направлен на развитие хот€ бы регистрирующего контрол€. Ёто способствует развитию самопонимани€ и внимани€ к другим люд€м, может помочь в перестройке мотивов поведени€. ¬ ходе этой работы пробуждаетс€ самосознание и зародыш духовности.
¬ера  . уже не первый раз поступает к нам: у нее уже п€ть попыток самоубийства. Ќа этот раз она съела целую горсть снотворного, и к нам привезли ее после длительного пребывани€ в реанимационном отделении.   психологу ее направил психиатр, чтобы исследовать личность: если ¬ера психически здорова, то почему пытаетс€ убить себ€? (ѕ€тый раз!)
¬ере 25 лет. ќкончила педагогическое училище, работает воспитательницей в детском саду. ƒвое детей. — мужем разошлась. ≈е наружности могла бы позавидовать и киноактриса: прекрасное сложение, красивые черты лица, огромные глаза... “олько вот кака€-то она неприбранна€. ¬печатление нер€шливости - от растрепанных волос, от небрежно подрисованных глаз, от распоровшегос€ по шву халата.
–ассматриваю ее как изображение. ≈й это нисколько не мешает. ќна сидит спокойно и неподвижно смотрит куда-то в пустоту. ¬с€ ее поза излучает спокойствие беспечности. ¬о взгл€де - никакого намека хот€ бы на проблеск мысли! ¬оплощенное бездумие...
¬ беседу вовлекаю ее постепенно, преодолева€ инерцию ее бездумного поко€. ѕредлогов дл€ контакта много: она женщина, мать, дочь своих родителей, воспитательница - можно найти о чем поговорить. ќна всего лишь отвечает - коротко, формально, поверхностно улыба€сь. ¬ том же духе рассказывает и о том, как глотала таблетки. ¬ы€сн€етс€, что она всегда совершенно бездумно реагирует на все, что ей непри€тно: либо сразу же так обругает обидчика, что тот бежит от нее, либо, если обидчик "возьмет верх", что бывает реже, хватает детей, отводит их к своей матери, запираетс€ и... пытаетс€ навсегда уснуть.
 ак же мне разбудить в ней хоть какое-то хорошее чувство, чтобы было за что зацепитьс€ мысли? јпеллирую к ее материнским чувствам, расспрашиваю о дочках. ≈е лицо вдруг теплеет. ќказываетс€, она отводила дочек к своей матери, чтобы не повредить им, не испугать.
- ј вы когда-нибудь задумывались над тем, что было бы с ними, если бы вас не удалось спасти?
Ќет, она не задумывалась.
- ћне было просто так т€жело, что € ни о чем не думала.
—тараюсь побудить ее к рассказу, наиболее точно передающему все ее действи€ во врем€ отравлени€, все ее мысли, образы, чувства, всю предшествующую ситуацию. ѕараллельно рисую ей картину сиротства ее малышек (дочки 3 и 2 лет), довожу ее до слез. ќна любит их, но никогда не утруждала себ€ мыслью об их будущем!
»так, бездумное, чисто эмоциональное реагирование на психологическую трудность и уход из нее (хот€ бы и в смерть, лишь бы уйти), полна€ бездуховность и безмыслие - вот причины многократных покушений ¬еры на самоубийство.
ќтпуска€ ее в отделение, поручаю разобратьс€, запомнить и передать мне, кто из женщин в ее палате с кем более дружен, что их сближает.  то из медсестер и санитарок ей более симпатичен и чем, а кто - менее и оп€ть же - чем. ¬ подобных упражнени€х мы развиваем у нее способность замечать и фиксировать в пам€ти свои мысли, образы, тенденции во врем€ инцидентов с самыми непри€тными дл€ нее людьми. ¬ера все более оживает. ≈й это интересно. ј когда она смогла внушить себе - сознательно! - заданные физические ощущени€, от т€жести до невесомости, она поверила в возможность овладеть и миром своих эмоций.
“еперь она получала задани€ такого рода: в ситуаци€х, которые привод€т к ссоре с ворчливой санитаркой, добиватьс€ такого поворота, чтобы "стара€ ворчунь€" осталась бы довольна ¬ерой, т. е. ¬ера должна овладеть ситуацией, с тем чтобы оздоровить ее эмоциональный фон и ее результат. — каким радостным удивлением прибежала она ко мне сообщить: "ѕолучилось!"
- ѕолучилось! ќна мне сказала. "ƒак ты девка-то хороша€, видать, а чего же придур€лась-то?"
¬ера приезжала ко мне и после выписки. ќднажды она сказала: "» как это € могла жить не дума€?  ак во сне! —транно. ¬от € сейчас хожу, чувствую, понимаю, могу управл€ть собой .. »ногда срываюсь, но хот€ бы задним числом обдумываю, почему сорвалась. » € могла умереть, так и не узнав, как живут люди!  ак надо жить! ”жас какой! Ќикогда это больше не повторитс€..."
ѕрошли годы. “еперь это одна из наиболее интересных и любимых преподавательниц русского €зыка и литературы в одной из сельских школ. Ќа своих уроках она учит думать...
¬с€ приведенна€ в этой работе информаци€ может быть использована родител€ми, учител€ми и воспитател€ми дл€ решени€ психологических проблем в общении, и межличностном и профессиональном. ѕри тактичном и гибком применении она может послужить рычагом в улучшении отношений родителей с детьми, взаимоотношений учителей с учащимис€.
јвтор: Ќ.¬. ∆утикова



 
 (голосов: 0)
 –аспечатать
#61 написал: Teplica_pi
25 ма€ 2023 07:10 | ICQ: -- | | √руппа: √ости | –егистраци€: --


ѕубликаций: 0
 омментариев: 0
.
      
#62 написал: Roberttkg
28 ма€ 2023 05:36 | ICQ: 158185538 | | √руппа: ѕосетители | –егистраци€: 22.04.2023


ѕубликаций: 0
 омментариев: 7
–асходы создани€ футболки на ѕланете принтов будет зависеть от его разновидности и объема экземпл€ров приобретено. ќднако, затраты очень привлекательны и недорогой дл€ большинства покупатели. https://merchprint.ru/ - Купальники-б&#
1086;ди Nier Automata (Nier) 3999 MerchPrint (NIE-396190) 8603ab6 @wwer=


--------------------
      
#63 написал: Tepi_pi
3 июн€ 2023 02:59 | ICQ: -- | | √руппа: √ости | –егистраци€: --


ѕубликаций: 0
 омментариев: 0
https://www.liveinternet.ru/users/zakazteplic52/profile https://linktr.ee/zak
azteplic52 " " . 2 5 . . . , . . . , . - ! https://www.reverbnation.com/zakazteplic52 https://www.diigo.com/profile/
zakazteplic52 https://www.anobii.com/en/01d7ee939bc9ee91ca/profile/activity
https://artistecard.com/zakazteplic52 https://www.divephotoguide.com/user/z
akazteplic52 https://taplink.cc/zakazteplic52
      
#64 написал: Gary_nop
5 июн€ 2023 17:56 | ICQ: -- | | √руппа: √ости | –егистраци€: --


ѕубликаций: 0
 омментариев: 0
. . , . , , , . . , , . https://telegra.ph/Remont-duhovyh-shkafov-na-domu-v-Sankt-Peterburge-03-21
https://64195a4a3d289.site123.me/blog/–Ф–Ј–µ–љ-–†–µ–Љ–Њ–љ—В https://dzen1.l
ocalinfo.jp/posts/43799627 https://dzen1.themedia.jp/posts/43822227 https:
//dzen.amebaownd.com/posts/43800127 https://dzen.hashnode.dev/remont-varochny
h-panelej-v-sankt-peterburge
      
#65 написал: Gary_nop
6 июн€ 2023 18:39 | ICQ: -- | | √руппа: √ости | –егистраци€: --


ѕубликаций: 0
 омментариев: 0
" " . 2 5 . . . , . . . , . - ! https://artistecard.com/zakazteplic52 https://www.divephotoguide.com/user
/zakazteplic52 https://taplink.cc/zakazteplic52 https://tepliczakaz.conten
tly.com/ https://band.us/band/91334560 https://camp-fire.jp/profile/zakazt
eplic52
      
#66 написал: Maxi_si
10 июн€ 2023 08:48 | ICQ: -- | | √руппа: √ости | –егистраци€: --


ѕубликаций: 0
 омментариев: 0
https://stroymetproekt.ru/osnovy-santexniki-svoimi-rukami/ http://f-bit.ru/pr
eimushhestva-uslug-kvalificirovannogo-santexnika/ http://otzovichkoff.ru/Firm
s/Details/9cb6cba7-0df7-4a1d-a568-a76500740dda http://mychoose.ru/kak-vybirat
-kanaly-na-televizore/ http://trisovi.ru/8-prichin http://sam-sebe-dizaine
r.com/dizajn-interera/polomka-kranov-voprosy-santehniki http://turitut.ru/rem
ont-holodilnikov http://sbabkin.com/servisnye-centry-v-spb-remont-i-obsluzhiv
anie-krupnoj-bytovoj-texniki/ http://velo-travel.com/raznoe/remont-gazovoj-pl
ity-gde-najti-specialista.html https://sentra-nissan.ru/stati/kak-vybrat-giro
skuter/ https://all-companies.ru/catalog/sankt-peterburg/maksiservis-1578556
r https://vhlonline.ru/author/raven000/page/410/ https://vhlonline.ru/remont
-xolodilnikov/ https://avetu.ru/news/item_Remont_vodonagrevatelei_v_SPb_3979
r http://socmoderator.ru/OtdelkaKamnem/yak-doglyadati-za-plastikovimi-v-knami
http://otzovichkoff.ru/Firms?page=40 http://stroitelnaya-technika.ru/intere
sno/kak-pravilno-vybrat-stiralnuyu-mashinku.html https://onlyforemont.ru/remo
nt-bytovyx-priborov-i-mikrovolnovyx-pechej-v-spb.html https://gopb.ru/stati/p
rofessionalnaya-pomoshh-v-remonte-sovremennyx-vodonagrevatelej/ http://stuffe
d.ru/kak-otremontirovat-elektroplitu/ https://orgzz.ru/spb/co/maksiservis/225
3156 https://inctanh.com/gazovye-plity/ https://peterburg.nashaspravka.ru/
my-prozhivaem-v-tsentralnom-rayone-i-u-nas-besplatno-rabotayu-20-kanalov-tv-gde-
mozhno-zakazat-prokladku-tv-kabelya-na-kuhnyu-besplatno-ili-eto-tolko-platnaya-u
sluga-4395165 https://mirnovosti.ru/tech-news/hi-tech/2676-kak-vybrat-vodonag
revatel.html https://peterburg.nashaspravka.ru/ustanovka-schetchikov-vody-v-p
eterburge-stoimost-rabot-4106897 https://prison-fakes.ru/informacionnye-stati
/1311-kakovy-priznaki-neispravnosti-televizora.html https://newsvo.ru/kak-rab
otaet-printer.dhtm https://rusiania.netlify.app/chto-delat-esli-net-signala-n
a-televizore.html https://spb.locatus.ru/uborka-pomeshchenij/derevyannyj-dom/
nedorogo/ https://sankt-peterburg.bizly.ru/1504823756-maksiservis/
      
#67 написал: Maxi_si
22 июн€ 2023 21:45 | ICQ: -- | | √руппа: √ости | –егистраци€: --


ѕубликаций: 0
 омментариев: 0
https://peterburg.nashaspravka.ru/podskazhite-pozhaluysta-kak-mozhno-vyzvat-elek
trika-po-telefonu-ne-dozvonitsya-5208601 https://www.innov.ru/news/mosaic/kak
-pravilno-sushit-volos/ https://peterburg.nashaspravka.ru/pokleyka-oboev-tsen
a-za-kv-metr-v-peterburge-4115233 https://tipdoma.com/2019/06/remont-xolodiln
ikov-na-domu-v-spb/ https://peterburg.nashaspravka.ru/remont-dushevyh-kabin-v
-peterburge-4110433 https://e-joe.ru/stati/diagnostika-i-remont-gazovogo-obor
udovaniya https://industrial-wood.ru/novosti/11868-osobennosti-uslugi-remonta
-televizora.html https://peterburg.nashaspravka.ru/zamena-razbitogo-stekla-v-
balkonnoy-dveri-5153648 https://www.tagaz.ru/content/udobstvo-uslugi-vyzov-sa
ntehnika https://novolitika.ru/poleznye-sovety/osobennosti-remonta-televizoro
v-brenda-samsung/ https://racechrono.ru/novosti/6919-stoit-li-vyzyvat-elektri
ka-na-dom.html http://gearmix.ru/archives/34245 https://www.stroi-baza.ru/
newmessages/newmessage.php?id=1850921 http://newsliga.ru/index.php?cat_id=13&
fla=stat&nma=cats&nums=1529 http://akbarsaero.ru/samye-rasprostranyonnye-pric
hiny-polomki-xolodilnika/ http://www.elw.ru/vyzov-santexnika-na-dom-preimushh
estva/ http://bookshunt.ru/stati/osobennosti-gazovyx-vodonagrevatelej/ htt
ps://furnipro.info/publ/kak_sdelatj_mebeli/raznoe/vyzov_santekhnika_na_dom_v_spb
/9-1-0-870 http://openfile.ru/sovetyi/gazovaya-plita-i-ee-osnovnyie-raznovidn
osti.html https://interra-forum.ru/dizajn/kak-vybrat-elektroplitu-dlya-kuxni/
      
#68 написал: ќбучение
23 июн€ 2023 01:08 | ICQ: -- | | √руппа: √ости | –егистраци€: --


ѕубликаций: 0
 омментариев: 0
, , , . - , .
      
#69 написал: сервистелеком
27 июн€ 2023 19:50 | ICQ: -- | | √руппа: √ости | –егистраци€: --


ѕубликаций: 0
 омментариев: 0
C , . , .
      
#70 написал: vavadabronlinllpa
5 июл€ 2023 23:21 | ICQ: -- | | √руппа: √ости | –егистраци€: --


ѕубликаций: 0
 омментариев: 0
vavadabronlinllpa Link us at SiGMA & Brazilian iGaming Zenith America 2023 in Brazil from June 14-18 in vibrant Sao. vavadabronlinllpa
      
#71 написал: Conemurne
26 июл€ 2023 03:38 | ICQ: -- | | √руппа: √ости | –егистраци€: --


ѕубликаций: 0
 омментариев: 0
DiNome Deanna J 10 orodispersible levitra 20mg Only one in line workup step was required for the two step reaction sequence
      
#72 написал: Maxi_si
7 сент€бр€ 2023 08:09 | ICQ: -- | | √руппа: √ости | –егистраци€: --


ѕубликаций: 0
 омментариев: 0
http://domcvetnik.com/pravila-ekspluatacii-vodonagrevatelya-i-ego-remont/ htt
ps://spb.locatus.ru/uborka-pomeshchenij/kvartira/nedorogo/ http://electro-rem
ont.com/prichiny-polomki-mikrovolnovki-top-17-prichin.html https://stroymetpr
oekt.ru/osnovy-santexniki-svoimi-rukami/ http://f-bit.ru/preimushhestva-uslug
-kvalificirovannogo-santexnika/ http://otzovichkoff.ru/Firms/Details/9cb6cba7
-0df7-4a1d-a568-a76500740dda http://mychoose.ru/kak-vybirat-kanaly-na-televiz
ore/ http://trisovi.ru/8-prichin http://sam-sebe-dizainer.com/dizajn-inter
era/polomka-kranov-voprosy-santehniki http://turitut.ru/remont-holodilnikov
http://sbabkin.com/servisnye-centry-v-spb-remont-i-obsluzhivanie-krupnoj-bytov
oj-texniki/ http://velo-travel.com/raznoe/remont-gazovoj-plity-gde-najti-spec
ialista.html https://sentra-nissan.ru/stati/kak-vybrat-giroskuter/ https:/
/all-companies.ru/catalog/sankt-peterburg/maksiservis-1578556 https://vhlonli
ne.ru/author/raven000/page/410/ https://vhlonline.ru/remont-xolodilnikov/
https://avetu.ru/news/item_Remont_vodonagrevatelei_v_SPb_3979 http://socmoder
ator.ru/OtdelkaKamnem/yak-doglyadati-za-plastikovimi-v-knami http://otzovichk
off.ru/Firms?page=40 http://stroitelnaya-technika.ru/interesno/kak-pravilno-v
ybrat-stiralnuyu-mashinku.html
      
#73 написал: prostoprosport
7 сент€бр€ 2023 09:24 | ICQ: -- | | √руппа: √ости | –егистраци€: --


ѕубликаций: 0
 омментариев: 0
      
#74 написал: Maxi_si
8 сент€бр€ 2023 08:49 | ICQ: -- | | √руппа: √ости | –егистраци€: --


ѕубликаций: 0
 омментариев: 0
https://tv-master63.ru/
      
#75 написал: zensho
12 сент€бр€ 2023 05:17 | ICQ: -- | | √руппа: √ости | –егистраци€: --


ѕубликаций: 0
 омментариев: 0
mostbet com Mostbet . .
      
#76 написал: Roberttkg
22 сент€бр€ 2023 05:20 | ICQ: 158185538 | | √руппа: ѕосетители | –егистраци€: 22.04.2023


ѕубликаций: 0
 омментариев: 7


--------------------
      
#77 написал: юристконсул
24 сент€бр€ 2023 07:52 | ICQ: -- | | √руппа: √ости | –егистраци€: --


ѕубликаций: 0
 омментариев: 0
324 - ! - , .
      
#78 написал: Broatte
17 окт€бр€ 2023 19:23 | ICQ: -- | | √руппа: √ости | –егистраци€: --


ѕубликаций: 0
 омментариев: 0
Recent history of major surgery, especially cardiovascular surgery, hypotension, septicemia, severe volume loss, use of nephrotoxic agents such as intravenous contrast dye or aminoglycosides suggest AKI cialis pills
      
#79 написал: Stabilizator_xaen
1 но€бр€ 2023 01:01 | ICQ: -- | | √руппа: √ости | –егистраци€: --


ѕубликаций: 0
 омментариев: 0
, , . . http://stabrov.ru.
      
#80 написал: denisbeta
6 но€бр€ 2023 15:26 | ICQ: -- | | √руппа: √ости | –егистраци€: --


ѕубликаций: 0
 омментариев: 0
      
#81 написал: sporttovar_dhot
29 но€бр€ 2023 05:05 | ICQ: -- | | √руппа: √ости | –егистраци€: --


ѕубликаций: 0
 омментариев: 0
      
#82 написал: Roberttkg
13 декабр€ 2023 15:08 | ICQ: 158185538 | | √руппа: ѕосетители | –егистраци€: 22.04.2023


ѕубликаций: 0
 омментариев: 7
e-mail - . Inbound , , . . - , , , , . сервис создания pbn , -. , , , . . чейз райнер, местное seo add8e41 - , . . , , . , , : . SMM: , , . ? , web-marketing - , , . да шашка моз DD))=


--------------------
      
#83 написал: Plisse_Kam
16 феврал€ 2024 02:40 | ICQ: 343587122 | | √руппа: ѕосетители | –егистраци€: 15.02.2024


ѕубликаций: 0
 омментариев: 77
! . , . ? , . , , , , , . ! ? -, , . , , . , . , , . : https://www.tulpan-pmr.ru , !


--------------------
      
#84 написал: Roberttkg
29 феврал€ 2024 10:53 | ICQ: 158185538 | | √руппа: ѕосетители | –егистраци€: 22.04.2023


ѕубликаций: 0
 омментариев: 7
1. . , . , , . 2. . : 3. . , . 4. . . . 5. . , , SWIFT- IBAN. 6. . , Western Union . 7. . , -. : , , . , . , . . , . , , - . , . https://king.az/user/Natasha92R/ =bank=4546547658764321ww


--------------------
      
#85 написал: ppu-prof_mi
6 марта 2024 07:35 | ICQ: 332478251 | | √руппа: ѕосетители | –егистраци€: 6.01.2024


ѕубликаций: 0
 омментариев: 100
, , . , . , . , , , . : 1250 ! , . , , . , . www.ppu-prof.ru ! , , . ? -. .

, , . , . , . , , , . : 1250 ! , . , , . , . http://ppu-prof.ru ! , , . ? . .


--------------------
      
#86 написал: ppu-prof_mi
10 марта 2024 02:34 | ICQ: 332478251 | | √руппа: ѕосетители | –егистраци€: 6.01.2024


ѕубликаций: 0
 омментариев: 100
, , . , . , . , , , . : 1250 ! , . , , . , . http://www.ppu-prof.ru ! , , . ? . .


--------------------
      
#87 написал: Roberttkg
16 марта 2024 15:28 | ICQ: 158185538 | | √руппа: ѕосетители | –егистраци€: 22.04.2023


ѕубликаций: 0
 омментариев: 7
, . look also at my pages and give a rating XEvil is a simple, quickly and effortless system for absolutely automated recognition and bypass on the vast majority of captchas (CAPTCHAs), without the need to attach any 3rd-get together companies. This system Pretty much wholly replaces services for instance AntiGate (Anti-Captcha), RuCaptcha, DeCaptcher and Other folks. Simultaneously, it significantly exceeds them in recognition velocity (ten times or more) and is absolutely cost-free. http://www.historicaltruth.net/bbs/board.php?bo_table=free&wr_id=2215382 speedyindex google sheets http://seller24.co.kr/bbs/board.php?bo_table=free&wr_id=23932 fast indexing engine @d@=


--------------------
      
#88 написал: Seo-Ul-ZEw
20 марта 2024 06:04 | ICQ: 142364632 | | √руппа: ѕосетители | –егистраци€: 19.03.2024


ѕубликаций: 0
 омментариев: 145
SEO-, . . : . . -. https://seo-prodvizhenie-ulyanovsk1.ru/ : , , , . , , . -. .


--------------------
      
#89 написал: Seo-Ul-ZEw
23 марта 2024 20:39 | ICQ: 142364632 | | √руппа: ѕосетители | –егистраци€: 19.03.2024


ѕубликаций: 0
 омментариев: 145
SEO-, . . : seo . . -. https://seo-prodvizhenie-ulyanovsk1.ru/ : , , , . , , . -. .


--------------------
      
#90 написал: Roberttkg
2 апрел€ 2024 06:13 | ICQ: 158185538 | | √руппа: ѕосетители | –егистраци€: 22.04.2023


ѕубликаций: 0
 омментариев: 7
I am really impressed with your writing skills and also with the layout on your blog. Is this a paid theme or did you modify it yourself? Either way keep up the excellent quality writing, it is rare to see a great blog like this one today. look also at my pages and give a rating XEvil is a straightforward, rapid and handy system for absolutely computerized recognition and bypass in the overwhelming majority of captchas (CAPTCHAs), without the need to connect any third-social gathering expert services. The program Just about absolutely replaces providers like AntiGate (Anti-Captcha), RuCaptcha, DeCaptcher and Other folks. Simultaneously, it substantially exceeds them in recognition pace (ten moments or even more) and is absolutely no cost. https://www.xn--3e0b93rx7c451a.com/bbs/board.php?bo_table=free&wr_id=638459 SpeedyIndex google скачать http://www.stmcu.co.kr/gn/bbs/board.php?bo_table=free&wr_id=1123080 fast indexing api @d@=


--------------------
      
»нформаци€
ѕосетители, наход€щиес€ в группе √ости, не могут оставл€ть комментарии в данной новости.
¬≈–—»я ƒЋя —ЋјЅќ¬»ƒяў»’

–ешаем вместе
≈сть проблемы с дополнительным образованием детей? — записью в кружки и секции? –асскажите об этом

мы вконтакте

 алендарь знаменательных дат

«    »юнь 2024    »
ѕн¬т—р„тѕт—б¬с
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

¬се актуальные событи€
#Ѕезопасный»нтернет

мы вконтакте
мы в одноклассниках

ћы в социальных сет€х

ѕочтовый адрес: 152613, г. ”глич, ул. «.«олотовой, д.42
“елефон (факс): (48532) 5-05-11 (приемна€),
5-31-29 (директор) E-mail : garmoniy.uglich@yarregion.ru

ƒиректор: ”дачина ћарина јнатольевна