На что влияет внимание?
Прежде всего, внимание влияет на процесс ВОСПРИЯТИЯ. При нарушении, внимание ни на чем не задерживается, а бессистемно перескакивает с одного на другое. Скользящее, поверхностное восприятие становится причиной ошибок узнавания. ПАМЯТЬ удерживает импульсивно воспринятые ОБРЫВКИ информации, которые никак не складываются в единый образ. В результате внутренние представления ребенка об окружающем оказываются не полными.
От состояния внимания, безусловно, зависит работа ПАМЯТИ. Обычно человек обладает способностью непроизвольно, “на всякий случай”, запоминать многое из того, что попадает в поле его зрения. Конечно потом ненужная информация забывается. А вот ребенок с нарушенным вниманием часто нуждается в специальной инструкции, чтобы запомнить происходящее, а потом с трудом вспоминает нужное, потому что содержимое его памяти в беспорядке.
РЕЧЬ и МЫШЛЕНИЕ, также зависят от состояния внимания. Любое слово − это ключ не к самому объекту, а к системе признаков, которые этот объект характеризуют.
Если из-за невнимательности признаки не объединяются в систему, то и слово не несёт за собой устойчивого значения, похожие по смыслу слова путаются. Такие мыслительные операции, как поиск сходств и различий, обобщение, абстрагирование, понимание причинно-следственных связей, также НЕ СМОГУТ полноценно развиваться в условиях нарушенного внимания.
Свойства внимания
- Концентрация – способность удерживать “взор” на объектах, деталях, событиях.
- Избирательность – способность видеть только то, что необходимо в данный момент и игнорировать ненужное (это свойство очень важно в условиях помех).
- Устойчивость – способность быть бдительным долгое время.
- Распределение – умение заниматься одновременно несколькими вещами.
- Переключение – способность оставить одно дело и своевременно заняться другим.
Все эти свойства в полной мере задействованы в познавательной деятельности.
Признаки нарушенного внимания
- Ребенку трудно даётся пересказ, изложение.
- При выполнении математических заданий особая трудность – решение текстовых задач, может, несколько раз подряд, выполнив сложение, снова сложить.
- Трудно контролировать выполнение заданий, находить и исправлять допущенные ошибки.
- Трудно заниматься каким-либо делом продолжительное время.
- Любой звук, движение за окном отвлекают его от занятий.
- С трудом вычленяет главное в объяснениях взрослого и устанавливает причинно-следственные связи.
- Совершает множество ошибок, хотя может быть и мотивирован на хорошую работу, изо всех сил старается.
- Из-за постоянных неудач интерес к любым занятиям быстро снижается, поэтому ребёнок начинает отдавать предпочтение тем видам деятельности, которые не сопряжены с оценкой окружающими его успешности (компьютерным играм…).
Нарушенное внимание – следствие физиологических причин, состояния здоровья!
Нельзя считать невнимательность следствием злого умысла, халатности, безответственности. Эту проблему невозможно решить с помощью осуждения, наказания.
Генетическая природа и причины невнимательности
Одной из причин является нарушение мозговой деятельности: в/ч гипертензии (ВЧГ) − повышенное внутричерепное давление (ВЧД) головного мозга; ВСД – вегето-сосудистая дистания; ММД − минимальные мозговые дисфункции, астения (утомляемость), таким детям свойственно:
- снижение функций памяти и внимания;
- повышенная утомляемость;
- раздражительность;
- трудности в общении со сверстниками;
- гиперактивность или медлительность;
- трудности в принятии познавательной задачи;
- снижение самоконтроля.
Такие ребята могут иметь нормальный средний уровень готовности к школе, НО в условиях обучения по программам повышенной сложности, в ситуации интенсивной умственной нагрузки у них появляются “сбои” в учебной работе.
ПРИЧИНЫ, вызывающие функциональные и органические отклонения в развитие нервной системы:
- тяжёлое протекание беременности;
- внутриутробная гипоксия плода;
- наркоз;
- хронические заболевания матери;
- осложнённые роды;
- резус – конфликт матери и ребёнка;
- некоторые заболевания в младенчестве и раннем возрасте (1 − 3 г.);
- травмы и ушибы головы;
- стрессовые ситуации (пожар, наводнение, смерть близкого человека, развод родителей);
- неблагоприятные условия в семье.
Причины возникновения невнимательности могут отличатся по своей природе и источнику возникновения. Это может быть:
- банальная усталость;
- ребенку может быть неинтересно;
- в данный момент у малыша превалируют другие желания;
- вокруг слишком много посторонних раздражителей.
Также ослабленный организм и ухудшение состояния здоровья могут послужить причиной рассеянности:
- анемия − низкий гемоглобин крови;
- пониженное артериальное давление (кардиолог), хронические заболевания сердца;
- любое заболевание;
- положительная реакция манту (надо к фтизиатру);
- хронический тонзиллит или аденоиды (лор-врач);
- хронические заболевания бронхо-лёгочной системы;
- дисфункция эндокринных желёз.
Причиной может ствть носительство возбудителей хронических вялотекущих инфекций (вирус Эпштейна-Барр, простой герпис, цитомегаловирус, лямблии, микоплазмы, хламидии). На этом фоне формируется незрелость головного мозга и всех его регулирующих систем. Так может сформироваться астено-невротический синдром, именуемый у взрослых неврастенией.
Нарушение осанки – тоже может стать причиной!
Нарушения осанки или другие биомеханические нарушения позвоночника ведут к неблагоприятному воздействию на позвоночные артерии, затруднению тока крови по ним и создают условия для возникновения гипоксии головного мозга. Это может проводить к повышенной возбудимости, неусидчивости, снижению концентрации внимания, незрелым поведенческим реакциям.
Также малыш может из-за слабого мышечного корсета всё время менять позу, отвлекается, искать удобное положение.
Рассеянность – расстройство внимания
Рассеянность характеризуется неспособностью к длительному сосредоточению на объекте, явлении или мысли за счёт нарушений концентрации, устойчивости и произвольности распределения внимания. Наблюдается в широком спектре состояний – от утомления у здоровых людей до астенических состояний разного происхождения. (Л. Ю. Данилова – канд. мед. наук, детский психиатр, В.Е. Каган – д-р мед. наук).
Если Ваш ребёнок отвлекается, неусидчив, то ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ВСЕ причины. Для этого лучше проконсультироваться со специалистами: педиатром (гемоглобин…), неврологом (осмотр по Вашим жалобам!), психологом, логопедом, ортопедом, эндокринологом, лором, окулистом (оценить глазное дно: если сосуды расширены, есть полнокровие − это признаки повышенного внутричерепного давления, поле этого обязательно за лечением к неврологу), кардиологом (при низком артериальном давлении человек быстрее утомляется).
Будьте внимательны к себе и вашему ребенку!